Алегриас (alegrias)

31.01.2016

Las Alegrias (алегриа, алегриас) – легкая, радостная песня и танец (Alegria, исп. – радость).

Компас состоит из 12 счетов: 12 3 45 6 7 8 9 10 11 12

Происхождение и история:

Самый известный стиль в группе cantiñas (кантиньяс), потомок семьи soleares. Произошел из Кадиса (Юг Испании). По сути, это гибрид solea и традиционного арагонского танца - хоты. Это слияние состоялось во время сопротивления наполеоновскому вторжению в 1808. Часто куплеты алегриас рассказывают о времени зарождения танца: осажденный войсками Наполеона, Кадис долго сопротивлялся, и, когда надежда была утрачена, но помощь пришли арагонцы и сняли осаду. Это пение унаследовало от земли Кадиса все ее солнечное тепло и свет. В текстах песен часто встречается тема свободы и борьбы.

Этот стиль был также известен как jotas gaditanas или jotillas gaditanas.

Алегриас обычно не длинные и состоят из трех частей:

- «преамбуло» (preambulo – вступление или «салида» - выход).

- «меольо/меойо» (meollo - сама копла, куплет, основная часть),

- «эпилого» (epiogo - заключение).

Кроме того, в алегриас вводится часть - «силенцио» (silencio – молчание).

Компас алегриас очень похож на компас солеа, но более быстрый, оживленный.

Алегриас считается одним из самых красивых среди других стилей фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцу и поэтому полны живости, динамизма и грации.

В классическом вступлении играется пять медленных расгеадо, затем после паузы исполняется одна или несколько фальсет, подводящих к эскобилье, которая исполняется до тех пор пока байлаора не начнет исполнять льямаду, после чего переходит к сьерре (cierre). После этого следует пасеильо (paseillo), под аккомпанимент расгеадо, завершающееся льямадой, снова переходящей в эскобилью и шаг алегрии (ida de alegrias).

Танец

Как любая кантинья, алегриас стал танцевальным жанром и особенно праздничным в большинстве своих версий. Характеризуется своим динамизмом, грацией, плавностью. Алегриас могут танцевать представители обоих полов, хотя он больше подходит для женщин. В алегриас вводится silencio (силенцио) - часть, которая играется в миноре. После ряда маркировок (paseillos, ряда шагов, и marcajes) танец выходит на йамаду. Для этой части особенно характерны волнообразные движения тела и изящные движения рук. Также для алегриас характерны яркие эскобильи. Алегриас танцуют в яркой одежде, может использоваться манильская шаль, манипуляции с которой требуют особой техники.

Стуктура танца

пример 1:

Аlegrias Baile Completo:

Falseta de salida y del cante

llamada para la 1a letra

Letra 1a

subida para el silencio

silencio

escobilla 1a parte

escobilla 2a parte

castellana

letraxbulerias

Гитара

Алегриас обычно исполняется в ключе А мажор. В начале есть пять медленных расгеадо (перебор струн, пробные аккорды), а также одна или несколько фальцет (falsetas - импровизационные ​интерлюдии между строфами), которые далее ведут к эскобильям (escobilla). Эта часть продолжается до тех пор, пока байлаора не даст сигнал (llamada). Затем идут paseíllo (выход или ряд шагов), в сопровождении переборов, что заканчивается очередной llamada и переходом эскобилью.

Существует мнение, что этот стиль фламенко произошел от от кадисского варианта хоты (Jota de Cadiz), которая, как впрочем и любая другая ее разновидность, играется в мажоре. Мажорный лад передался всему семейству кантиньяс (cantinas) к которому принадлежат алегриас. Однако в алегриас есть переход в минор - при исполнении силенсио.

Базовые аккорды для гитары:

Пор медио A - E7

Пор арриба E - B7

Песня

Алегриас как правило состоят из четырех восьмистрофовых куплетов, между которыми вставляются музыкальные вариации в том же компасе. По характеру салида обычно исполняется смело, задорно, порой даже дерзко. Меольо – это середина, сущность всей песни, обычно исполняется с вызовом, задиристо. Финалом («эпилого») является мягкий по звучанию припев, в котором кантаор может показать всю красоту и оттенки своего голоса. Говорят, что именно Энрике Бутрóн первым фиксировал форму хоты для исполнения ее в манере фламенко. Обычно салида в алегриас представляет собой такую строфу:

Tirititrán,

Tran, tran, tran...

Это "tirititrán" стало традиционной особенностью алегриас и было «изобретено», по словам Лобату, Игнасио Эспелетой, когда он во время пения забыл стихи.

Такая салида была популяризирована другим кантаором из Севильи Маноло Варгасом (Manolo Vargas), который во многом повлиял на связь между терсьос, исполняя по-настоящему синкопированные алегриас с более глубоким и цыганским колоритом, особенно в классических йамадах. Его пение было более медленным, выстраивало такие мелодии, которые до него поддерживались только Эль Мейисо.

Среди лучших исполнителей алегриас можно отметить Pericon de Cadiz, El Flecha de Cadiz, El Beni de Cadiz, El Chato de la Isla, Fosforito, La Perla de Cadiz, El Camaron de la Isla, Chano Lobato y Juanito Villar. Камарон де ла Исла привнес новую форму исполнения алегрии (alegria moderna).

Примеры текстов алегриас:

1.

A Cai no le llaman Cai Кадис уже не зовут Кадисом

Que le llaman relicario, а зовут его ковчегом для реликвий,

Porque por patrona tiene потому что ему покровительствует

A la Virgen del Rosario. сама Святая Дева дель Росарио.

2.

La Virgen del Pilar dice Святая Дева дель Пилар говорит,

Que no quiere ser francesa, что не хочет быть француженкой,

Que quiere ser capitana а хочет быть командиром

De las tropas aragonesas. в арагонских войсках.

3. Алегриас (из «Geografia del Cante Jondo» Доминго Манфреди Кано )

Cuando va andando, Когда она проходит,

Rosas y lirios рассыпает розы и лилии,

Va derramando...

Tiene unos ojos, У нее такие глаза,

Que las pestañas что ресницы у нее

Le hacen manojos... распадаются на пучки.

4.

Andandito con ella; Когда я иду с ней,

Déjala pasar, уступи ей дорогу,

Que es mocita doncella... она ведь невинная девица.

Родригес Марин нашел нечто общее между канте пор алегриас и муньейрой (с галл. «muñeira» – народный танец, популярный в Галисии и Астурии), когда во многих случаях первая строфа растет за счет прибавления одного слога:

Sale de la arсoba, Она выходит из алькова,

Coloraíta como una amapola... Румяная, словно мак…