Фламенко, как и большинство других танцевальных и спортивных направлений, с одной стороны, отлично укрепляет и развивает тело, а с другой, имеет свои противопоказания.
Фламенко отлично прорабатывает мышцы верхнего плечевого пояса, рук, спины, живота, бедер, ягодичные, икроножные. Начав заниматься фламенко, вы обнаружите в своем теле много позитивных изменений:
И многое-многое другое.
Противопоказания. Занятия фламенко предполагают серьезные нагрузки на спину и ноги! Не рекомендуется заниматься фламенко людям с тромбофлебитом, артритом, артрозом, беременным.
Однако и для людей с неблагоприятными для фламенко диагнозами мы нашли возможность обучения. В школе танцев "FLAMENCO VIVO" специально создана группа "SIN TACONEO" (tacon - с исп. "каблук" taconeo - стук каблуков, дробь; sin taconeo - "без дробей").
Для кого группа "SIN TACONEO"?
Чем отличается программа "SIN TACONEO", по сравнению со стандартной программой обучения?
1. Чаще всего ограничения связаны с ударной техникой ног, поэтому сапатеады (дробей) не будет.
2. Щадящий режим для спины. Все скрутки, наклоны и прочие движения, в которых идет большая нагрузка на позвоночник, либо ограничиваются, либо будут вводиться еще более постепенно и по прошествии более длительного периода, по сравнению с обычными группами.
3. Жестко выстроенной последовательностью этапов обучения по принципу — «до тех пор пока не будет наработан вот этот навык, не проработаны вот эти группы мышц, к следующему навыку не переходим». Этот принцип соблюдается и в стандартном обучении, но в «Sin taconeo» ему cледуют еще строже.
4. Скоростью обучения.
5. Самим материалом (другие танцы и постановки, см. ниже).
Почему человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше не заниматься в общей группе?
Некоторые знают свой диагноз, но считают, что могут «переиграть» свое тело. Они говорят: «Мне врачи вообще все запретили делать, если я буду выполнять все их рекомендации...» Заканчивается это, как правило, грустно: рано или поздно человеку приходится уйти из танцев.
Другие вынуждены узнать, что у них есть генетическая предрасположенность к тем или иным болезням «благодаря» начавшимся занятиям. При обычном режиме «дом-работа» болезни как будто дремлют и ждут своего часа. Но стоит включить интенсивные физические нагрузки, они просыпаются.
Заниматься в общей группе мешает комплекс проблем, который я называю "синдромом новичка". В него входят три фактора:
1. Новичкам сложно чувствовать, осознавать и контролировать свое тело. Им трудно понять, что именно они делают не так. Часто бывает, что человек начинает знакомиться со своим телом вот только-только, на занятиях. Он его открывает, удивляется, восхищается, разочаровывается, начинает верить в него, обнаруживает скрытые резервы, в общем, испытывает массу новых эмоций. Как люди жили со своими телами до занятий фламенко? Как с незнакомцами? Как с невидимками?
И на первых порах столько много разных вещей, за которыми нужно следить одновременно! Конечно, что-то постоянно уходит из-под контроля. Все это связано с новизной сферы: естественно, если человек не танцор, не спортсмен, он не знает свое тело с этой стороны.
2. Идеализм по отношению к танцам и фламенко. Он нужен, да, он мотивирует на учебу, но в процессе обучения может сыграть плохую роль. Эйфория, ожидание новой прекрасной жизни и сплошных удовольствий от занятий плохо вяжутся с такой приземленной темой, как мышцы, суставы, контроль, техника и проч. Они сильно мешают трезвой осознанности. Не дают сосредоточиться на физических ощущениях своего тела: куда можно идти, куда нельзя, можно ли добавить нагрузку, здесь болит или показалось, мышцы болят или суставы? Эйфория чаще заканчивается какой-нибудь проблемой, в том числе и физической, чем взрослый, здравомыслящий подход.
3. «Я ничем раньше не занималась» и «У меня офисная работа» - две самые распространенные фразы вновь приходящих людей. Что это означает для преподавателя в большинстве случаев? Что у человека слабые мышцы спины и ног, и значит вся нагрузка, которую должны были выдерживать мышцы, ляжет на бедные суставы. Если есть еще и «слабые места» в организме… Ну вы догадываетесь. Поэтому первое, что нужно делать, чтобы все было хорошо, - не учить танцевать, а работать над общей базовой физподготовкой человека.
В общем, за решение проблемы несут ответственность и учитель, и ученик - 50 на 50. Учителю — не переходить к следующим задачам, пока не будут наработаны базовые навыки (осанка, плие, правильная постановка ударов и проч.) - как бы этого ни хотелось, каким бы ни был страх, что новенькие потеряют мотивацию, как бы ни подталкивали ученики («Мы хотим танцевать, танцевать, скорее-скорее, под музыку!!!»). Ученику — изо всех сил вырабатывать осознанность и волю, очень серьезно относиться к процессу обучения и к каждому замечанию учителя.
Это может прозвучать скучно и неромантично, но на самом деле постановка целей перед любительскими группами часто происходит вовсе не по линии «желание учеников-желание учителя» или наоборот, а по линии «здоровье и общая физическая подготовка».
Если у людей здоровье и тело в норме, я могу с ними ринуться в интереснейшее путешествие вглубь и вширь фламенко.
Если нет, то я делаю формат «лайт», мы долго готовимся к принятию фламенко в малых дозах, доза увеличивается медленно. Я ставлю более простые, щадящие тело танцы. Я продолжаю исключать из курса вот такие нагрузки и вот эти движения, хотя по времени обучения уже их уже давно пора делать.
Самое сложное — то, что в одной группе собираются люди с разным уровнем контроля над своим телом и с разными физическими ресурсами.
Обычная программа занятий фламенко рассчитана на большинство людей, которые относительно здоровы, во всяком случае не имеют проблем с венами, суставами ног и позвоночником. Получается, что многие люди не могут заниматься фламенко или они могут ходить на занятия, но через время они вынуждены уйти, потому что стандартный курс фламенко не учитывает особенности их здоровья в полной мере.
Предупреждения преподавателей: «Осторожно, без фанатизма, слушайте свое тело»; «Все делаем ломаный поворот, а Наташа — обычный крестовой, Вам — ломаный нельзя» или «Начинаем сапатеаду под 12-дольный компас, а Люба пока поработает только с руками» считаю неэффективными.
Просьбы учеников: «Да Вы не переживайте, я помню, что мне нельзя, я очень аккуратно» - тоже считаю недействительными. Причины тому две. «Синдром новичка» (см. свыше), благодаря которому ученик пока не может полностью контролировать свое тело. И влияние группы (непрямое, конечно: когда все что-то делают, а ты делаешь свое индивидуальное задание). Это более сильная вещь, чем кажется: ну один раз ты отрефлексировал, тебе удалось делать не то, что все вокруг; второй раз, а на третий раз группа тебя все равно уведет за собой. Это происходит неосознанно.
Еще я не верю, что учитель способен на 100% контролировать границы, за которые человек не должен выходить, чтобы не навредить себе. Преподаватель, вы же не каждую секунду смотрите именно на этого человека? У вас же еще 8/10/15/20/25… человек в группе, а еще параллельно вы показываете движение, т.е. погружены в танец.
Вот это все дает мне основания делать в школе танцев более специализированные, узконаправленные программы для разных категорий учащихся. Для этого и в школе танцев "FLAMENCO VIVO" и сущестувет особая программа - "Sin taconeo".
Как это скажется на содержании курса, если вот этого нет и того нет? Возможно ли так заниматься фламенко?
Возможно. У нас остаются булерия и тангос пор фиеста, народные испанские танцы, севильяна, rumba gitana, постановочные вещи на границе с flamenco puro и проч. Остается пластика фламенко, техника брасео и флорео, остается работа с корпусом, просто она будет протекать совсем в другом режиме. Ритм, работа над которым в обычной группе связана, в основном, с ударной техникой ног, полностью уйдет в ваши ладони и халеос.
Это те островки, на которых можно обойтись без дробей, vuelta quebrada и глубоких наклонов. И поверьте, на этих островках тоже можно сделать отличные сценические вещи.
Записаться в группу «Sin taconeo» можно по телефону: 8-906-35-25-977.