Спектакль «12 записок»

02.02.2016

Спектакль «12 записок»

 12 notas  

В мае и октябре 2015 года в Нижнем Новгороде и Дзержинске прошел спектакль театра "Бандада" "12 записок".

Мы готовили его 2 года и были счастливы, когда нам удалось сказать то, что мы хотели. Зрительская реакиця очень порадовала, и через какое-то время мы снова вернемся к показу этого спектакля.

rumba12 записок – детская игра. Подарок прячется за 12 записками-подсказками. В каждой предыдущей записке сообщается, где искать следующую. Главная героиня сравнивает свою жизнь с этой игрой. Для героини каждая записка – задание, которое дает ей жизнь, новый этап обучения и становления ее как личности. Известен такой эффект: до тех пор, пока проблему не решишь, она будет возвращаться снова и снова – с другими людьми, в других событиях, но это все та же проблема. На каждом витке возвращения она становится глубже, урок становится жестче, последствия – тяжелее. Но однажды, если удастся измениться, найти решение, проблема перестанет быть значимой. Небольшой отдых, и снова в путь, за новым уроком.   

Героиня ведет честный разговор с самой собой, в результате которого приходит к очень простым выводам. Меняться. Беречь свой дух и свободу. «Чтить тишину и неспешность». Принимать себя. Быть живой, т.е. открытой всей полноте жизни и всем эмоциям. Любить и отпускать. «Держать свой ум в аду и не отчаиваться». Быть счастливой несмотря ни на что. 

Танцы фламенко и сами танцоры – это проекции главной героини, которые воплощают ее эмоции, ее уроки.

Казалось бы, танец – язык, понятный всем людям, древнейший язык, древнее слов. Но на самом деле значения многих движений давно забыты и не осознаются, как не осознается, например, сейчас значение корней, суффиксов, приставок и даже отдельных букв и звуков. Так же и в танце: нам не всегда понятна связка «эмоция-движение». Зритель видит на сцене просто красивый танец, просто энергичный танец или «а, вот тут танцору плохо, он страдает», «а вот здесь они танцуют про страстную и разрушительную любовь», и все. С фламенко еще хуже, потому что не все даже различают, «про что танцуют» - про радость или про горе. Вроде танцовщица улыбается, а пение надрывное; или наоборот: вот сейчас пошел настоящий «эх-разгуляй», а танцовщица хмурится, будто к казни готовится. Не говоря уже о том, что 60 разных стилей фламенко танцуются по-разному и имеют разное эмоциональное наполнение. Вот это упрощение танцевального языка совершенно не соответствует тому невероятному богатству, которое может предложить фламенко. Фламенко – уникальный и универсальный язык, который передает любые чувства, стороны человеческой жизни, даже сложные идеи и теории.

Человек не просто взмахнул рукой или опустил голову вниз. Он сделал это не потому, что это эффектно выглядит и попадает в музыку – он хотел передать что-то важное, что у него сейчас на сердце или в голове. Поэтому когда мы делали спектакль, перед нами всегда стояли вопросы: «Почему я делаю это движение именно так, а не по-другому, что я хочу этим сказать? Насколько это движение честное и искреннее?»

Именно поэтому нам неизбежно пришлось вводить в спектакль слова (кроме оригинального прозаического текста, здесь можно услышать цитаты испанских поэтов – Лорки и Рафаэля Альберти, из «Цитадели» Экзюпери). Сначала мы переживали, стоит ли вводить текст в танцевальный спектакль, который, по всем законам жанра, должен обходиться только своим языком – языком движений и музыки. Но победило желание выразить идею близости двух языков – вербального и танцевального, и возможного перевода с одного языка на другой.

Еще одна сверхидея, за который мы шли, – теория Грофа о перинатальных матрицах. Можно скептически относиться к трансперсональной психологии, но для танцевальных образов мы нашли в ней много вдохновляющих вещей. Сам сюжет, последовательность номеров продиктованы именно этой теорией.

Но самое главное в спектакле - это наши актеры и танцоры, большинство из них -  непрофессионалы. Это врачи, учителя, менеджеры, юристы, руководители предприятий, дизайнеры, которые до обучения в нашей школе фламенко не имели никакой танцевальной подготовки и самоотверженно работали над спектаклем 2 года. Это люди, которые просто очень любят фламенко.