"Сегодня каждый, кто имеет чистое сердце, понимает фламенко".
Каналес дает определение фламенко: "Без ухищрений, далеко от внешнего" ('sin artificios, alejado de lo superficial").
«Фламенко не нужна специальная сцена. Ему не нужны хитроумные приспособления, неважно, где ты танцуешь – здесь или в Ковент-Гарден. Важно не состояние сцены, а состояние души».
Каналес жалуется, что в его деле «слишком много акробатики и избыток лицемерия (маскарада)» и надеется, что «когда мы начинаем сосредоточиваться и отбрасываем современную шелуху, тогда-то народ и приходит увидеть ту мудрость, которая и есть фламенко». Национальная премия по танцу вызывает усмешку: «Когда во фламенко тебя что-то отвлекает, это скверно. Фламенко – это транс. Пора прекратить все эти внешне эффектные, но на самом деле поверхностные фокусы».
«Как говорил Уайльд, опытом мы называем наши поражения. Нужно проиграть, чтобы получить опыт. Потом ты ответишь за всё дурное, что ты сделал».
«Тот, кто видел меня в танце, увидит меня в самой лучшей форме. Завтра я работаю на сцене с Томатито, вот увидите, нам будут аплодировать стоя».
«Спектакль родился буквально по просьбам публики, ради тех людей, которые подходили ко мне и говорили: ладно, кончай изображать невесть что, всё, чего мы хотим, - это видеть твой танец».
Антонио Гомес де лос Рейес, танцовщик и хореограф цыганского происхождения, более известный под своим сценическим именем - Антонио Каналес, родился в 1961 году в Севилье, в Корраль де Сарамайя (таблао в доме №76 по улице Кастилии в квартале Триана), в семье артистов фламенко. Его дед, Каналес, был замечательным кантаором, хотя никогда не выступал на профессиональной сцене. Поначалу танец был для Антонио просто увлечением, но вскоре он понял, что хочет посвятить этому занятию жизнь. Первое время он занимался в севильском Плавательном клубе, где была учительница танцев, затем изучал классический танец с Виктором Ульяте и современную хореографию в Париже. В течение трёх лет был солистом Национального балета и работал с разными танцевальными коллективами вплоть до создания собственной труппы в 1992 году. Но настоящее открытие его как танцовщика фламенко состоялось с лёгкой руки Мануэля Варгаса в его спектакле «Юг и петенера».
Пройдя несколько пробных показов для Национального балета Испании в театре имени Лопе де Веги, он был принят в труппу в качестве танцовщика, а вскоре стал солистом и начал принимать участие в постановках других театров как приглашённый артист. Например, в 1981 году он сотрудничал с компанией Магуя Марина из Парижа – первый шаг к международному признанию, благодаря которому он выходил на одну сцену с артистами уровня Рудольфа Нуреева, Майи Плисецкой, Карлы Фраччи, Владимира Васильева, Фернандо Бухонеса, Петера Шауфусса, Сильвии Гиллем, Патрика Дюпона и Хулио Бокка.
В 1988 году Каналес получил премию «Навичелла» (Италия) как лучший танцовщик, а в 1990 награждён премией «Лучший танцовщик мира» в Мехико, разделив эту награду с Хулио Бокка. В 1992-м он участвовал в гала-шоу «Исполины танца» в парижском театре «Елисейские поля» и в этом же году создал собственную танцевальную труппу, дебютировавшую в Бильбао спектаклями «Тебе, Кармен Амайя» и «Вечное фламенко». В том же году в рамках празднования пятисотлетия открытия Америки выступил в нью-йоркском Финансовом центре, на Холланд-фестивале в Голландии и в «Метки Холл» в Токио. В 1994 году в «Театро де Мадрид» он поставил спектакль «Тореро», который шёл там 25 дней подряд. Всего «Тореро» выдержал более 700 представлений по всей Испании и за её пределами, на многочисленных фестивалях, в 1995-м телеверсия спектакля была номинирована от Испании на премию «Эмми» в категории «Художественное представление» и вышла в полуфинал. Каналеса наградили Национальной танцевальной премией 1995 года, которую он получил 22 февраля 1996 года в «Аудиторио Насьональ». Хореография «Тореро» была удостоена серебряной медали FIPA (Международный фестиваль аудиовизуальных программ) 1996 года (Биарриц).
В 1994 и 1995 годах его приглашали поучаствовать в шоу «Звёзды Монреаля» (Канада) со спектаклем «Тореро», зимой 1997-го – в «Гала звёзд», организованном балетом Монте-Карло. В том же году, завершая службу в Испанском Национальном балете, он поставил спектакль «Крик», премьера которого состоялась в феврале 1998 года в нью-йоркском «Сити-центре». В 1999-м ему вручили медаль имени Андалусии, которую получают артисты, прославившие свою родину за её пределами. Труппа «Балет фламенко Антонио Каналеса» среди прочих работ представила спектакли «Тебе, Кармен Амайя», «Вечное фламенко», «Бенгес, Венера и Нарцисс», «Струне и каблуку», «Цыган», «Вариации на тему «Герники» Пикассо», «Дом Бернарды Альбы» и «Корни».
Антонио Каналес выступил в Театро Сентраль Севильи в рамках последнего Фламенко-биеннале с новым спектаклем «Цыган». В январе 1997-го он представлял Испанию в рамках «Шоу звёзд танца». Для Испанского Национального балета он поставил спектакль «Крик». 19 ноября 1998 в рамках Осеннего фестиваля в Мадриде он представил свою новую постановку, «Бенгес», первый плод сотрудничества с Луисом Паскуалем (сценическая режиссура). «Цыган» Каналеса получил первую премию одного из танцевальных фестивалей. В июне 1998 он открыл сезон в мадридском театре «Аполо» спектаклем «Корни». 13 июля 1999 года на музыкальном фестивале «Авильская стена» он поставил новую хореографическую работу – спектакль «Латинская мощь». Участие в спектаклях Антонио Каналес перемежал со съёмками в своём первом фильме: в «Иду» Тони Гатлифа он сыграл главную роль.
В декабре Каналес дебютировал в Театро де ла Сарсуэла (Мадрид) как приглашённый артист Испанского Национального балета с сочинённой им программой «К слепым». В 2000 году в сарагосском «Театро Принсипаль» он показал «Золушку», а в июле того же года открывал фестиваль в Мериде «Прометеем», который транслировался по ТВ двумя национальными каналами: TVE и TV2. В сентябре на закрытии Севильского Фламенко-биеннале в театре «Маэстранса» публика наслаждалась его «Байлаором», с которым он впоследствии совершил несколько турне по Испании и Латинской Америке. В марте 2002 года вышел первый роман Антонио Каналеса, «Кровь дерева». В апреле в честь десятилетия труппы возобновляется «Тореро» и фрагменты из старых спектаклей, таких как «Тебе, Кармен Амайя», «Дом Бернарды Альбы», «Цыган» и «Байлаор». В июле труппа отправилась на гастроли по Германии со спектаклем «Тореро», сыграв его в «Дойче-театре» Мюнхена и Филармоническом театре Кёльна. В августе в ряде итальянских городов (Рим, Флоренция, Виченца, Акви Терме) был показан «Байлаор», а сентябрь труппа отметила новым спектаклем, «Минотавр», представив его на очередном севильском фламенко-биеннале. Затем с огромным успехом спектакль прокатился по таким городам как Жирона, Барселона, Алькоркон, Леганес и Сарагоса. Параллельно с этим в начале 2003 года труппа участвовала в фестивалях в Нью-Йорке, Ниме и Гонконге. 28 сентября 2003 года с огромным успехом в театре имени Лопе де Веги (Севилья) вышла постановка Каналеса «Зелёные глаза», посвящённая Фернандо Вийялону.
В 2004 году Каналес выпустил спектакль «Кармен Кармела» по мотивам новеллы Проспера Мериме с музыкой Бизе, аранжированной для гитары фламенко. Режиссёром стал Мигель Нарос. Также артист принял участие в XIII севильском фламенко-биеннале вместе с Пако де Лусией, Томатито и Эвой Йербабуэной. 2005 год: на фестивале в меридском «Театро класико» представлена работа «Кровь Эдипа».
2006 год запомнился премьерой «Фламенко-мюзикла «Великие»» в университете города Лас-Пальмас, повторным участием в программе «Фламенко приходит с Юга» - более 25 показов – и (в четвёртый раз) фестивалем фламенко в американском Альбукерке.
2007 год: приглашение на Международный фестиваль «шахтёрского канте» в Мурсии, возобновление на мадридских сценах «Великих».
2008 год: представление в Садах Сабатини (Мадрид).
2009 год: поездка в Каракас со спектаклями «Дом Бернарды Альбы» и «Чистое фламенко», два вечера в театре имени Тересы Карреньо. Специальное приглашение на Танцевальный марафон в Мадриде и участие в престижных Clases Magistrales в «Театро де Мадрид».
2010 год: Антонио Каналес едет в Гуанахуато для участия в праздновании двухсотлетия независимости Мексики со спектаклем «Одиночество камня и неба», в ноябре участвует в очередном гала-концерте престижного танцевального фестиваля, показывает на разных сценах новую редакцию «Дома Бернарды Альбы» и работу под названием «Фламенкура». Участвует в проектах Института Сервантеса: чествование Пабло Неруды, специальные программы для детей, в которых в занимательной и доступной форме маленьким зрителям рассказывается о фламенко. Сотрудничает со многими артистами фламенко в сборных программах. Этот огромный труд не остался без награды: Антонио Каналес – обладатель многочисленных премий и призов, среди которых Золотая лавровая ветвь «за жизненный труд», врученная испанским и мексиканским ТВ.
Спектакль «Рука в руке» с участием молодого танцовщика Амадора Рохаса (2011 год) два года шёл на разных испанских сценах, начиная с Дворца музыки в Барселоне (март 2010) и заканчивая Парижем (6 мая 2011) и Москвой (11 мая 2011). Так Антонио Каналес продолжает свою традицию «зажигания звёзд» (Сара Барас, Рафаэль Амарго и другие).
Какой ваш любимый стиль фламенко?
Тангос.
Что лучше всего во фламенко?
Зависимость, которую оно вызывает во мне.
И самое худшее...
Насколько оно истощает меня.
Когда фламенко пришло в Вашу жизнь?
В чреве моей матери.
Кто ваш кумир?
Кармен Амайя.
Вы предпочитаете выступать в таблао или на сцене?
Ни одно из них не может существовать без другого.
Во время танца Вы чувствуете...
Свободу.
Что такое duende?
Божий оргазм.
Чистота или слияние?
Для слияния необходима чистота внутри.
Музыка, которую вы рекомендуете.
Пако Сирокко.
Фильм, который нельзя не посмотреть.
«Запах женщины».
Книга.
«Врач»
Хобби.
«Бетис» (футбольная команда из Севильи).
То, что вы хотели бы сделать, но еще не сделали.
Остановить то плохое, что случается с детьми, мы должны быть для них ангелами-хранителями. Нельзя допустить, чтобы то, что произошло в Ингушетии, повторилось.
Перевод: Людмила Куванкина, с сайта http://www.esflamenco.com - Сюзана Navalón.