Антонио Гадес

24.08.2016

Antonio Esteve Ródenas

Испанский танцор фламенко, актёр и хореограф, 14 ноября 1936 - 20 июля 2004 г.

Родился в г. Эльда. Он стал одним из величайших деятелей в испанских танцах и фламенко. С самого раннего детства Гадес жил в Мадриде. Работал в разных местах и совмещал работу со своей любовью к корриде до тех пор, пока не начал танцевать с Ла Палитос (La Palitos). Позднее он стал участником труппы Пилар Лопес (Pilar López), где он был ведущим танцором в течение девяти лет. Она взяла его в свою группу, когда ему было 16 лет, и дала ему это сценическое имя.

К 16 годам у этого молодого человека уже был опыт: жизнь заставила его оставить школу в одиннадцать лет и очень рано повзрослеть. Он был помощником фотографа, учеником тореадора, мальчиком на побегушках, репортером в одной из газет… В группу Пилар Лопес он пришел как еще один подающий надежды в танце, а вышел оттуда уже первым танцором. Не раз Гадес отмечал, что очень благодарен Пилар за то, что она научила его прежде всего этике танца, а потом уже эстетике. Она же в свою очередь так отзывалась о своем ученике: «Очень чувствительный, воспитанный, неспокойный. Очень неспокойный. Иногда даже слишком, но иногда это играло на него. Но он всегда находится в поиске, он ищет, ищет. Он почти оставил позади понятие того, что он танцор, чтобы понять и ощутить, что он артист».

В 1961 году Антонио Гадес организовал свою собственную труппу и дебютировал в качестве актера. Он выступал вместе с Курра Хименес (Curra Jiménez) в El Corral de la Morería в Мадриде до тех пор, пока не встретил Кристину Ойос (Cristina Hoyos). Антонио Гадес выступал на лучших международных сценах: в Нью-Йорке, Лондоне, Вашингтоне, Париже.

В середине 60-ых Антонио Гадес поставил спектакль «Don Juan de Alfredo Manas», который может считаться его первой новаторской работой, в сотрудничестве с молодым Хосе Гранеро, несколькими годами раньше приехавшим в Испанию. Вспоминая то время, он заявил автору: «Антонио Гадес это тот, кто возродил мужской танец, он изменил представления о танце как таковом. Он внес некий неуловимый штрих. Еще во время работы над постановкой «Дон Хуан» начало назревать что-то новое, мы начали над этим работать, придумывать новые формы, находить новые течения». Начиная с этого времени, можно говорить о самом значимом деле танцора, которое он продолжил, будучи уже руководителем собственных трупп.

Антонио Гадес также добился успеха и в мире кино. Гадес снялся в фильмах режиссёра Карлоса Сауры (в "Кровавой свадьбе" (Bodas de Sangre, 1978 г.), "Колдовской любви" (El amor brujo, 1985 г.) и "Кармен" (Carmen, 1983 г.)), а также в фильмах Con el viento solano, El último encuentro и Los Tarantos. Антонио Гадес был директором Национального балета Испании (1979-1980).

Кабальеро Бональд говорит о личности и данной работе Гадеса: «Его танец скрывает в себе всю глубину народного обычая. В нем нет ни одного движения, жеста, который бы не соответствовал почтенному выражению всего человеческого. Я уверен, что Гадес просто воспроизводит дошедший до нас через поколения материал, но в то же время он главной герой истории, прочно связанной с его жизнью. Танцор таким способом выражает все то страстное, что есть в нем самом. Когда он танцует, кажется, он что-то объясняет сам себе, на фоне движений рассказывает и обдумывает неисчерпаемый список идей, которые зарождаются в нем. Каждый танец, созданный или поставленный снова Антонио Гадесом, предполагает, наряду с великолепной хореографической постановкой, другие достижения, направленные на возрождение настоящего национального балета. Отказавшись от театральной высокопарности и искусственных украшений, Гадесу удалось освоить некоторые базовые принципы, которые и помогали ему идти к своей цели. Я не знаю ни одного испанского танцора, которому бы удалось, с точки зрения ценностей, объединить все испанское артистическое наследие с самым универсальным понятием об эстетике танца. Даже хореографические формулировки свидетельствуют о полном освобождении от догм. В стилистической силе танца Гадеса бьется душа Андалузии, но также и наследие европейского балета. Быть может, самой важной артистической заслугой Антонио Гадеса было то, что он сумел ввести в экспрессивное изящество академического и школьного танца трагическую неистовость фламенко. Изысканность жестов, присутствие классических движений рук здесь объединяются с открытым исступлением цыганско-андалузского танца. В этой роли классических и народных элементов в танце и заключается неизменный пример того, кто, будучи самым образцовым из наших танцоров, может справедливо называться «самым испанским» из наших байлаоров».

В 1994 году в Генуе он представил свою последнюю постановку Fuenteovejuna.
Антонио Гадес один из наболее титулованых танцоров Испании. Он получил признание и важные премии, такие, как Национальную Премию Танца в 1988 за «свой вклад в установление связи между традицией фламенко и веяниями современности, в испанском танце». Антонио Гадес умер от рака в Мадриде 20 июля 2004 года.

- Renaud Donnedieu de Vabres (Минстр Культуры Франции): "Гадес написал новую страницу в истории фламенко".

- José Antonio (директор Испанского Национального Балета - Ballet Nacional de España): "Он представлял достоинство, изящество и целостность. Он был великим артистом, неповторимым, с непревзойдённой преданностью к танцу".

Фильмы с участием Антонио Гадеса (режиссер - Карлос Саура):
'Фламенко' (1995)
Трилогия:
'Кровавая свадьба' (1978)
'Кармен' (1983)
'Колдовская любовь' (1985)
http://www.inoekino.ru/actor.php?id=3119

По материалам http://wiki.flamenca.ru, http://www.flamencoclub.ru (перевод Филициной Катерины).
Сайт актера: www.antoniogades.com