Антонио Руис Солер ('El Bailarín')

08.09.2016

Antonio 

АНТОНИО РУИС СОЛЕР, танцовщик балета и фламенко, больше известный как АНТОНИО, родился в Севилье в 1921 году. В возрасте шести лет начал обучаться в «Академии Маэстро Реалито», которая поначалу специализировалась на танцах с кастаньетами. Талантливый мальчик обращает на себя внимание, и год спустя его ставят в пару с такой же талантливой девочкой, которая позднее стала его постоянной партнёршей по танцу под именем Росарио. По заданию преподавателя они танцуют на городских фиестах и в театрах, где выступают профессионалы. Первое такое выступление состоялось в 1927 году в Театре герцога Севильи, когда Антонио было семь лет. В том же году он танцует в Восточном Пассаже, на празднике, организованном в честь инфанта дона Карлоса, и впервые выступает за границей на Льежской Международной ярмарке (Брюссель). В 1929 году он танцует перед королём Альфонсо XIII и королевой Викторией Эухенией, когда они возглавили проведение Всемирной выставки в Севилье. Всё это происходит параллельно с выступлениями в театре, участиями в концертах, танцами на частных вечеринках и народных праздниках вроде Дня Майского Креста (Cruz de Mayo). В этот, «севильский», период юный танцовщик формируется под руководством таких педагогов, как Отеро и Перисет, а тонкости фламенко постигает в классе маэстро Фраскийо. Практически сразу он начинает работать и за пределами родного города, по всей Андалусии, в других провинциях и в Мадриде, где их с партнёршей называют «Севильскими ребятишками» («Chavalillos de Sevilla»). 1937 год — ключевая дата для всей будущей карьеры Антонио; они выступают в Барселоне и во Франции, когда импресарио Маркеси предлагает дуэту поехать в Америку, где они проведут в общей сложность двенадцать лет. Первое выступление состоится в Аргентине в 1937 году, в театре Маравийяс в Буэнос-Айресе, в спектакле «Чудеса «Маравийяса»».

Antonio y Rosario  Rosario

Из Аргентины они едут в Чили, Перу, Колумбию, Венесуэлу, Кубу и Мексику. На какое-то время возвращаются в Аргентину, чтобы выступить в Буэнос-Айресе в театрах «Эсплендид» и «Атенео», где они дают первый балетный концерт. Завершается южноамериканское турне в Бразилии в 1939 году, к этому времени уже заключён контракт на выступления в Праздничном зале отеля «Вальдорф-Астория» в Нью-Йорке. Это открывает им ворота в Северную Америку. Там они проведут семь лет, чередуя долговременные контракты, связанные с этим залом, и поездки в Голливуд, где они принимают участие в съёмке нескольких фильмов. В 1943, вернувшись в Нью-Йорк, они выступают в театре «Карнеги-Холл» с более многочисленной труппой, причём Антонио ставит на сцене «Праздник Тела Господня в Севилье» Альбениса. В течение 1944-46 годов география выступлений распространяется на всю территорию Штатов. Антонио возвращается по собственным следам, устроив второе турне по Южной Америке, уже под именем «Антонио и Росарио», по необходимости «англизируя» его. В Мехико, в Театре Изящных искусств, они показывают знаменитое «Сапатеадо» Сарасате. Благодаря образцовой хореографии сольного танца и огромному успеху пьесы эта вещь надолго остаётся в репертуаре дуэта. Год 1946. Гастроли продолжаются на Кубе, в Уругвае, Перу, Чили, и в 1948 году Антонио во второй раз приезжает в Аргентину и выступает в театрах Буэнос-Айреса (Государственном и в театре «Колумб»). Понятно, что критики не могут удержаться от сравнения с выступлениями десятилетней давности и отмечают зрелость и глубокую содержательность их танца. В течение этих 12 лет в Америке дуэт очень активно творит и выступает. Кроме «Сапатеадо», хоты «Да здравствует Наварра!» Ларреги и «Цыганского соронго», в их репертуаре появляются ещё две крупных пьесы. вот тут непонятно: речь о двух пьесах, а перечисляется целая куча. Несколько зарисовок из цикла «Гойески» Гранадоса, «Танец №7» и «Танец №9 (Валенсийский)» Турины, «Сакромонте», «Малагенья» и «Севилья» Альбениса. «Кафе Чинитас» на стихи Гарсиа Лорки. Из классических танцев термин danza de escuela уточнить — сегидилья манчега, панадерос, болеро, севильяна и фанданго де Уэльва. Также они танцуют избранные фрагменты из балетов М. де Фальи «Колдовская любовь» и «Треуголка» (не планируя ставить балеты целиком). И, наконец, как свидетельство вдохновляющего американско-кубинского влияния, композиции «Торговец орехами» и «Юкатанское веселье» 1949 года. Новый крутой поворот в карьере Антонио связан с возвращением в Испанию и завоеванием Европы. 

С выступлениями есть определённые трудности, но импресарио Лусаррета организовывает им мадридский контракт. 27 января 1949 года они дебютируют в театре «Фонтальба», где их имена возглавляют программу (хотя более мелким шрифтом подписано старое название дуэта, «Севильские ребятишки»). Они имеют большой успех у публики и критики, выступая непрерывно почти два месяца подряд. Отправляются в Севилью и на Страстной неделе выступают в театре «Сан-Фернандо». Успех в родном городе полный и безоговорочный.

Весной, впервые после многолетнего перерыва, они начинают европейские гастроли — с театра «Елисейские поля» в Париже. Турне продолжается в Италии, Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Бельгии, Шотландии (на Эдинбургском фестивале 1959 года) и Голландии (Национальный фестиваль). Они отправляются в Израиль и возвращаются в Европу, чтобы объехать её во второй раз: театры «Пале Шайло», «Ла Пергола», «Кембридж». Затем летят в Танжер. Они желанные гости на праздниках, устраиваемых в честь глав государств: Франко в Испании и Фарука в Египте. Три года гастролей, без отдыха, с невероятным успехом. 

1952 год отмечен для Антонио несколькими решающими и просто важными для его последующей карьеры событиями. Дуэт Антонио и Росарио, после 22 лет совместной работы, окончательно раходится по взаимному согласию, оговорённому заранее. Закончен этап юношеского бурного творчества. К хореографическим произведениям, созданным в Америке, добавились плоды европейских турне — впечатляющий результат работы дуэта. Поставлены пьесы Альбениса из его сюиты «Иберия»: «Гранада», «Триана», «Врата Земли», «Порт», «Астуриас» и «Наварра». Из произведений Гранадоса создана хореография по «Фанданго светильника» и Танцам V, X и XI («Колдовство ожерелий»). Из Турины — «Сапатеадо» и «Сакромонте»; «Арагонская хота» де Фальи, «Серенада» Малатса, Интермеццо из «Свадьбы дона Луиса Алонсо» Хименеса, «Непокорная из Чапи»; «Цыганский танец» Хальффтера; «Ящеричные норы» (?) Герреро; фрагменты из «Испанского каприччо» Римского-Корсакова. Гарсиа Лорка занимает одно из центральных мест в репертуаре Антонио, его темы проходят красной нитью во всём последующем творчестве танцовщика. Так, он ставит «Под тем листком, листочком», «Анда халео» и «Четырёх погонщиков мулов». Показывает американские танцы: «Уайно», танец провинции Куско (Перу), из двух частей: «Продавец кукурузы» и «Инкский танец и маленький карнавал». Новые версии танцев с кастаньетами, такие, как «Украденное болеро» и «Умеренные вруньи» (Boleras de medio paso), болеро-малагенья. Танцы фламенко: тангильо, алегриас, фаррука, танго де Кадис, таранто, серрана, цыганская сигирийя, солеа, караколес, фандангос вердиалес, а также свою особую любовь — канью, которую он совершенствовал на протяжении многих лет, и в конце концов сделал её одним из наиболее совершенных по духу и технике исполнения образцов фламенко. Создаёт номера, которые впоследствии войдут в большой балет, пока только две сонаты П. Антонио Солера, номер 5 ре-мажор и номер 11 соль-минор, для сольного исполнения. 

После распада дуэта Антонио в том же году задумывает проект создания большой труппы. Мысль эта начинает созревать в Севилье и принимает окончательную форму в Мадриде, в танцевальных классах на улице Монтера. Третьим событием этого года стала постановка мартинете, жанра фламенко, который до сих пор исполнялся только в виде канте. Антонио станцевал его в фильме «Дуэнде и загадка фламенко». Наконец, как знак всемирного признания Антонио и испанского танца в целом, Леонид Мясин предлагает станцевать заглавную партию в балете «Треуголка» по его хореографии в миланском театре «Ла-Скала», святилище танца, открытом для немногих. И Солера станцует эту партию в следующем году, так же как и Испанское каприччо Римского-Корсакова. 1953 год отмечен представлением публике первой Балетной труппы Антонио и премьерой новых сценических постановок. Год становится для него самым значимым за всю его карьеру. 20 июля 1953-го на Международном фестивале музыки и танца в Гранаде состоялась премьера «Садов Хенералифе». Труппа получает название «Испанский балет Антонио». В её состав входят 35 танцовщиц, в качестве примы выступает Росита Сеговия. Это уже профессиональная, дисциплинированная труппа, не допускающая технических погрешностей в выступлениях, что обеспечивает ей полнейший и безоговорочный успех. В итоге с тех пор и до настоящего времени этот фестиваль обязательно включает в программу испанские танцы, которые в большинстве случаев исполняет труппа Антонио. Новые балеты для такого события создаёт он сам. За эти годы на фестивале состоялись премьеры таких постановок, как «Плач по Мануэлю де Фалье» Висенте Асенсио. Это сборник гранадских мотивов, наиболее чистых образцов местной музыки, призванный привлечь внимание к национальному музыкальному богатству. Представлены также «Аллегро» из Концерта Гранадоса и пьесы фламенко — алегриас и фанданго вердиалес в новой обработке. 

Antonio

Ещё Антонио создаёт цикл пьес того же жанра (автор — Гарсиа Солер) в Серранос де Вехер. Но его самыми выдающимися работами становятся «Сонатная сюита» на музыку П. Антонио Солера и «Сюита баскских танцев». Первая ранее входила в репертуар его дуэта с Росарио, правда, тогда он танцевал её соло; теперь же восемь сонат исполняются всеми участниками труппы, по-разному сгруппированными в разных частях произведения. Сценография рассчитана на полноценный большой спектакль, включающий стражников, принцесс и других не танцующих дворцовых персонажей, исполняющих чисто декоративную функцию. Вторая поставлена на народную музыку и включает такие национальные танцы, как аурреску, эспатаданца и арин-арин. Наконец, балет «Нелюдимый сеговианец» на музыку Матильде Сальвадор, тема которого — танцы Кастилии. От гранадских постановок Антонио переходит к спектаклям в мадридском театре «Эспаньоль», и оттуда начинаются бесконечные гастроли по городам Испании, других стран Европы, Америки и даже Африки (Каир и Йоханнесбург). Труппа постоянно переезжает с места на место, давая по несколько представлений. Им постоянно сопутствует оглушительный успех. Например, после дебюта в парижском театре «Empire» (найти транскрипцию) публика несла их по улице на плечах. В лондонском театре «Штолль» они покорили публику, которая поначалу настороженно смотрела на работу неизвестного ей хореографа. Эти две европейские столицы Антонио посещал чаще всего и больше всего в них выступал, в Америке такой же любовью у него всегда пользовался Буэнос-Айрес. Там в 1954 году он представляет цикл танцев: «Альмерию» Альбениса, «Андалуску» Фальи, «Фантастические танцы» Турины и обновлённую знаменитую хоту «Да здравствует Наварра». 1955 — год важных премьер в Лондоне, в театре «Палас»: «Ронденья» и «Альбайсин» Альбениса с новой сценографией и хореографией. 

Но наиболее значимой премьерой становится «Колдовская любовь» в театре «Савиль», балет, который посвятил его в хореографы и в котором, по признанию критиков, витает дух самого де Фальи. Эта постановка имела огромный успех и в течение месяца была показана в театра «Елисейские поля» в Париже и в «Ла Скала» в Милане, не считая двух спектаклей в «Пикколо Скала», где публика впервые услышала канте фламенко. Новые постановки потребовали увеличения числа танцовщиц в труппе. Гранадский Международный фестиваль музыки и танца, как уже было сказано, становится стартовой площадкой для показа новых работ Антонио. В 1956 году их поставлено не менее шести: «Галисийская фантазия», балет Эрнесто Альффтера, основанный на галисийской легенде о Святом Братстве и включающий народные танцы типа муиньейры. «Перекрёсток» Пабло Соросабаля, из шести танцев, вдохновлённых мелодиями композиторов 18 века, и Сонатина, произведение по мотивам поэмы Рубена Дарио «Загрустила принцесса». «Поло» Альбениса, «Близ Гвадалквивира», балет фламенко по мотивам стихов Гарсиа Лорки «Арест Антонио эль Камборьо». 1957 год примечателен для истории испанского танца выступлением Антонио в Венской опере. В 1958 он осуществляет постановку своего, пожалуй, самого интересного балета, «Треуголки» на музыку де Фальи. Предыдущие версии, включая мясинскую, меркнут по сравнению с этой, в которой костюмы Мунтаньолы выполнены по эскизам — ни много ни мало — самого Пикассо. Фаррука мельника — несомненная удача как хореографа, так и исполнителя, Росита Сеговия своим блестящим танцем во многом обусловливает общий успех спектакля. Затем следуют и другие постановки, так, в 1964 в барселонском театре «Лисео» показывают другие произведения Альбениса и «Играя с быком» Э. Хальффтера. Это период активного развития для хореографической и общетворческой концепции Антонио. Он ищет новые смыслы и символы в привычных темах, как в уже упомянутых работах, так и, например, в «Вечной Кастилии», где декорации были стилизованными, танец же — нет. В 1962 он возвращается к сотрудничеству с Росарио. Антонио представляет её как приглашенную звезду, и на сцене она выступает соло, появляясь в центре светового круга. Они вновь танцуют искренние, очаровательные танцы, которые никогда не выходят из моды и которые публика принимает с большим энтузиазмом; в Мадриде они трижды исполняют на бис соронго, танцуют в середине фламенко-зарисовки «Таверна быка», которую Антонио поставил в Лондоне за шесть лет до этого. В 1964 дуэт воссоединяется в последний раз, чтобы совершить гастрольный тур по Испании, Англии (театры «Опера Хаус» и Королевский театр «Друри Лейн в Лондоне), России (выступают в Ленинграде, Киеве и Москве), триумфаторами прокатываются и по другим странам, завершая турне в Соединенных Штатах и Южной Америке. В Чили Росарио по обоюдному договору заканчивает гастроли. 

В 1965 Антонио изменяет название труппы на «Антонио и его мадридский балет». Под этим новым, а иногда и старым названием на протяжении более десяти лет труппа активно участвует в Испанских фестивалях Министерства информации и туризма, а также продолжает ставить новые балеты, как, например, «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго в одном действии и трёх картинах. В нём Антонио сохраняет тональность своих последних работ, продолжая играть с понятием символизма в танце. На VII Фестивале Мадридской оперы в 1970 проходит мировая премьера пьес «Красная башня» и «Кордова», посвящённых Альбенису, и «Цыганского танца» из балета «Жизнь коротка» Фальи; колониальная зарисовка из XIX века «Кубинка». В 1978 году Антонио подумывает об уходе на пенсию. Подготавливает прощальное турне со спектаклем «Антонио и его театр фламенко», сделанным для сокращённого состава труппы. Гастроли начинаются в Национальном театре имени Лопе де Веги в Севилье. Труппа показывает различные танцы жанра в стиле фламенко, в двух версиях: народной и театральной. Спектакль начинается вступлением в исполнении гитаристов и кантаоров, затем следуют: мирабра, тарантос (танец), «Пролитая кровь», карселера, «В порту», тангос де Малага, мартинете, булерия, канья, гранаина, «Воскрешение Петенеры», «Неверная жена» и завершается кодой из алегриас, тангильос де Кадис, тангос росиерос и, наконец, севильяной. Гастроли продолжаются, и в 1979 году Антонио наконец объявляет о завершении своей карьеры в японском городе Саппоро. В это время он отмечает свою «золотую свадьбу» с искусством танца. 

В марте 1980 года за свои выдающиеся профессиональные заслуги в качестве танцовщика и хореографа Антонио был назначен художественным директором Испанского Национального балета при Министерстве культуры. Репертуар его составляют как наиболее известные постановки самого Антонио Солера, так и произведения других хореографов. Через два года, 9 мая 1983-го, он уходит в отставку по причине «творческих разногласий» с труппой. Антонио резко прекращает всякую деятельность, связанную с танцем. Только в 1987 году он ставит для Марии Росы хореографию номера «Romería del Rocío», который она показывает в том же году в театре «Монументаль» в Мадриде. На протяжении своей жизни Антонио участвовал в съёмках многих фильмов, в нескольких исполнял заглавные роли, в других снимался как актёр-танцовщик или просто танцовщик, и однажды — только как хореограф. 

Первое десятилетие, 1940-е: «Девушка из Зигфилда», «Пой другую песню», «Голливудская кантина», «”Панамерикан” в Голливуде». 1950-е: «Неаполитанская карусель» и «Вселенная ночи» в Италии. В Испании — «Хосе Мария Эль Темпранильо», первая часть, и «Король Сьерра-Морены», вторая часть. «Туча и солнце», «Дуэнде и загадка фламенко», «Всё возможно в Гранаде», «Андалусские ночи», «Хлеб, любовь и Андалусия», «Медовая луна», «Испанская симфония», «Закон племени», «Новая Золушка», «Треуголка» и, в 1973-м, «Колдовская любовь». 

Antonio

Награды: Крест Исабели Католической (1950), Золотая медаль Общества изящных искусств (1952), Чрезвычайная Золотая медаль Общества изящных искусств (1959-60), Почётная медаль ООН (1963), Серебряная медаль за вклад в развитие туризма (1964), Золотая медаль английской Королевской танцевальной академии (1962), Золотая медаль шведской Королевской танцевальной академии (1964), Командор Гражданского ордена (1964), Медаль Всемирной ярмарки в Нью-Йорке (1964), Золотая медаль Московской танцевальной школы (1966), Золотая медаль миланской «Ла-Скала» (1967), Памятная доска Министерства информации и туризма «Первому испанскому танцовщику в память о десятой годовщине его участия в фестивалях Испании» (1967), символический ключ от города Сан-Франциско (Калифорния), Национальная премия фламенко от кафедры фламенкологии города Херес (!966), командор Ордена Почётного легиона Франции (1971), Золотая медаль за вклад в развитие туризма (1972), Золотая медаль Испанского института в Нью-Йорке (1979).

Первая премия Академии танца в Париже (1963), Международная премия имени Висенте Эскудеро в Вальядолиде (1957, 58 и 60), Национальная премия за лучший балет (1972).

Антонио — автор книги «Мой тюремный дневник». О нём написаны следующие работы: книга Эльзы Брунеллески в Англии, Лидо во Франции и интересное исследование английского критика Сирила де Бомонта «Антонио: впечатления испанского танцовщика». Фотоальбом Хьенеса, выдержавший три издания: «Антонио, танцовщик Испании». В этом альбоме можно найти множество посвящений и комментариев относительно личности Антонио. Сам Хьенес говорит в предисловии: «Со дня своего дебюта он не знал неудач. О, Господь Священного искусства, ты знаешь, как это легко — провалиться и упасть с вершины». Серж Лифарь говорит о правдивости его танца и его личности очень поэтичными словами: «Колдун Антонио владеет магией, которая проникает в нас и очаровывает. Она вовлекает нас в сражение, которое ведут в нём Любовь, Ревность и Желание, такие же, которые живут в каждом из нас. Он бык и матадор, арена и публика, жизнь и смерть, он победитель и побеждённый одновременно. Чутьё, гармония, геометрия, упорядоченный ритм, жизнь этого божественного инструмента, коим является человек. Этот человек близок как к молитве, так и к ворожбе в своём ритуале, где дух и плоть вечно противостоят друг другу. Антонио богат и щедр во всех этих гранях и чарами своими покоряет нас. Антонио — сын Солнца и ночных фей. Он — Танцовщик».

Жан Кокто так надписал один из своих рисунков, посвящённых Антонио в 1957 году: «Пламя, в котором он умирает, чтобы воскреснуть — всё это фламенко». Эдгар Невилл писал о его мартинете: «Немного я видел чего-то настолько же прекрасного и трогательного, как мартинете Антонио под аркой Тахо в Ронде. Мой фильм «Дуэнде и загадка фламенко» обошёл весь мир, и люди самых разных рас и национальностей, невероятно разные по образованию и восприятию, вскакивали с кресел в едином порыве, сводимые с ума танцем Антонио, и кричали точно так же, как это делала публика в Хересе и Севилье. Если бы мы не признали давным-давно того, что Антонио сверходарён, что он — бог танца, то хватило бы одного его мартинете, чтобы это понять». Федерико Момпу говорит: «Антонио — это Танец». И Эрнесто Хальффтер: «…он обладает выдающимся творческим воображением, которое позволяет ему воплотить на сцене высочайшие художественные идеи, его программы поражают оригинальностью, отменным вкусом и верностью духу произведений, которые он исполняет. Никогда не забуду, как Антонио поставил мою «Галисийскую фантазию», с такой красотой в деталях, синхронностью дуэтов, гармоничными и поэтическими, со звуком виейр, контрапунктом вплетающимся в ритм шагов…».

Антонио Руис Солер скончался в родной Севилье в 1998 году, после тяжёлой болезни. Вся его жизнь была посвящена искусству танца, а благодаря ему весь мир познал величие испанской культуры. 

Маркес вспоминает о маэстро Антонио и его «самых знаковых пьесах»: артист из Севильи на Хересском фестивале фламенко представил своё посвящение Антонио Эль Байларину:

«В своей профессиональной карьере я всегда равнялся на ту дисциплину в работе и любовь к танцу, которые демонстрировали великие, а уж Антонио был величайшим из великих». Этими словами Антонио Маркес подвёл итог своей работе над посвящением легендарному Антонио Руису Солеру, Антонио-танцовщику, которое он представил в театре Вильямарта в рамках программы XIII Хересского фестиваля. Танцовщик и хореограф из Севильи восстановил восемнадцать из числа «наиболее знаковых» работ своего учителя, которые по стилю представляют собой как испанские танцы, так и фламенко. В предпоследний день фестиваля были показаны «Мгновения фламенко» Хесуса Агилеры; танцу аккомпанировали гитарист Пепе Абичуэла и джазовый бас-гитарист Дэйв Холланд. Пригласив участвовать в постановке ветерана сцены Пако Ромеро, близко знавшего Антонио, Маркес приготовил выступление, по его словам, претендовавшее «отдать дань великому учителю, пройдя по следам его хореографии». Сам Маркес, одетый по моде 1940-х годов, играл молодого Руиса Солеру, в то время как Пако Ромеро воплощал Антонио в его последние годы. В течение девяноста минут через такие пьесы, как «Романс» из «Концерта для гитары и оркестра», «Порт», «Астуриас», «Триана» или «Легенда о поцелуе» программа показала три этапа карьеры Антонио: от первых его шагов, «его путешествия и созревания в Нью-Йорке, где он впитал различные течения, изменившие испанский танец, до завершения его пути, вплоть до поста директора Национального балета», говорит Маркес. Кроме того, он уверил, что его посвящение распространяется «на всех великих артистов».

Видео с Антонио:

Антонио умер 5 февраля 1996 года в 74 года, в своем доме в Мадриде. Ниже - последняя запись с Антонио (он танцует булерию на Биеннале фламенко, 1988 год).

Источник - http://www.elartedevivirelflamenco.com/bailaores04.html

Перевод Людмилы Куванкиной (школа фламенко Bandada).