Кантиньяс (cantiñas)

31.01.2016

От глагола cantiñear, то есть, «петь мягко, импровизируя». Это общее название для целого ряда стилей с радостной и оживленной музыкой – таких как караколес, мирабрас, ромерас, алегриас. Кантиньяс – это один из наиболее аутентичных стилей пения Кадиса.

Происхождение и история

Существует большое количество версий по поводу возможных источников происхождения Кантиньяс. Среди таких теорий есть и такие, что, например, утверждают, что на этот жанр оказала большое влияние арагонская хота. Но также известна другая теория о том, что когда-то давно существовал некий стиль – с короткими летрами и быстрым ритмом, - который и положил начало жанру кантиньяс и его вариантам. Возможно, общая мелодия этого «пражанра» стала медленнее под влиянием солеа, четырехсложных копл и любовной, пейзажной темы, а также текстов, прославляющих Войну за независимость, и т.д. Кантиньяс были очень популярными в кафе кантанте в конце 19 - начале 20 вв. Кантиньяс исполняли La Mejorana, Gabriela Ortega, La Jeroma, La Macarrona.

Компас

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Счет кантиньяс близок к счету солеа и булериас, что характерно для всех двенадцатидольных танцев.

Танец

Для танца характерны мягкие вращения кистями, волнообразные передвижения, легкие "пунтеадос" (пунта), paso castellano de perfil (шаг, характерный для кантиньяс и аллегриас, выполняется всегда лицом к публике) и escobillas.

Песня

Строфа обычно состоит из 3-4 стихотворных строк с легким, незамысловатым ритмом. Такие коплы обычно довольно короткие и предположительно имеют связь со старой кадисской хотой. Компáс (compás, ритм) кантиньяс двенадцатидольный, хотя может быть и смешанным, как, например, в жанре алегриас.

Наиболее многочисленными и ритмичными, с музыкальной точки зрения, считаются кантиньяс Кадиса, хотя существуют также и другие стили, как например, Пинини (Pinini), вышедшие из Утреры (Utrera) и Лебрихи (Lebrija). В общем, кантиньяс представляют нам мир, наполненный цветом, изяществом и ритмом, которые сыграли огромную роль в становлениях различных стилей фламенко, особенно в XIX веке. Среди многих исполнителей этого жанра следует отметить имена Маноло Вайехо (Vallejo) и “Нинья де лос Пейнес” (Niña de los Peines).

Жанр кантиньяс принадлежит к числу традиционных и самобытных видов канте Кадиса. Конечно же, в разных местностях кантиньяс приобретают довольно существенные различия. Так, существует свой стиль Кантиньяс в Санлукаре де Баррамеда или же Кантиньяс де ла Исла. Возможно, корень различий кроется в том, что какие бы ни были Кантиньяс - танцевальные или же только музыкальные, - они представляют собой несколько стилей в одном. Блестящее исполнение Кантиньяс требует четкости компаса, соблюдения тональности и допускает возможность появления различных комбинаций и смешанных сочетаний в летрах. Этот тип канте от других отличает особая «хрупкость» и наличие синкопы, а также сложности, которые порой возникают из-за смены ритма.

Как и следовало ожидать, преобладание в текстах тех или иных мотивов в конечном счете дало названия отдельным видам Кантиньяс: Кантиньяс де лас Миррис, де лас Ромерас или де ла Роса. Вот пример летры Кантиньяс де лас Миррис:

 

De Sanlúcar hasta el Puerto От Санлукара до Эль Пуэрто

Hay un carrí есть железная дорога,

Que lo han jecho las Mirris туда и обратно,

De вir y vení. которую построили Мирри.

La Mirri Chica Маленькая Мирри

Y La Mirri Grande И Мирри Большая

Estaban jechas Были сделаны

De azucar candé. Из жженого сахара.

¿Qué es lo que suena? Что это звенит?

Los presidiarios Это арестанты

Con sus caenas... звенят кандалами.

 

Или же пример Кантиньяс де ла Ромера:

Romera, ay, mi Romera,

No me cantes más cantares,

Si te cojo junto al jierro

No te salva ni tu mare...

 

Кантиньяс де ла Роса:

Ayudarme, caballeros, Помогите мне, кабальеро,

A dibujar esta rosa нарисовать эту розу,

Que tengo luto y no puedo потому что я в трауре и не могу

Dibujarla tan hermosa... изобразить ее во всей красе.