Этот стиль принадлежит к той же группе, что и кантиньяс, имеет тот же ритм.
Компас имеет двенадцать счетов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Происхождение и история
Несмотря на свое происхождение из Андалузии, неторые фламенкологи считают, что этот стиль пришел из Мадрида, т.к. тексты песен из самых известных караколес содеражт много ссылок на испанскую столицу.
Происхождение одного из ответвлений кантиньяс – караколес - некоторые связывают с кантаорами из Санлукара, а точнее, с семьей Бочоке; другие же с жителем городка Чиклана – Тио Хосе эль Гранаино, персонажем, который был бандерильеро, много путешествовал и является одной из легенд истории фламенко. Однако фламенкологи склоняются к мысли, что Тио Хосе эль Гранаино, возможно, только популяризовал этот стиль, ведь традиционная летра караколес представляет собой, без всяких сомнений, свободное исполнение таких песен, относящихся к сарсуэле, как El genio de Andalucía и Jeroma la Castañera, которые исполнялись ещё до 50х годов XIX века. По-видимому, коплы караколес долгое время исполнялись для аккомпанемента танцу в «кафе для пения», один из мастеров этого вида канте стал Пако эль Севильяно.
Но многие из фламенкологов считают, что дон Антонио Чакóн преобразовал характер караколес, создав для этого жанра свою мелодическую интонацию, развив его как канте (без танца) и выдвигая его стержнем своего репертуара. Другими словами, он развил караколес, добавив в первую часть мелодии из такого жанра как ромера, используя музыкальные мотивы и части из других кантиньяс и придавая возвышенность этому стилю.
Таким образом, его виртуозное канте пор караколес запечатлено на пленках и продолжает исполняться немногими кантаорами, которые хорошо знакомы со стилем кантиньяс. Среди таких исполнителей стоит отметить Фосфорито, а особенно Хосе Менесе, который занимается возрождением стилей и исполняет караколес с новой летрой. То, что касается танца, то стоит сказать, что сегодня постановок хореографии в этом жанре, к сожалению, очень мало.
Караколес («Geografia del cante jondo» Доминго Манфреди Кано)
Название этого вида канте находит свое отражение в следующем припеве: «¡Y caracoles… Y caracoles!», который и прославил создателя этого жанра Пако Эль Гандуля, кантаора, родившегося в небольшой деревушке на границе с Alcalá de Guadaira. До него караколес также исполнялись, лучшим исполнителем считался сеньор Хосе де Санлукар. Его караколес, помимо того, что они были более древними, отличались большей величественностью, медленным темпом и более сдержанным характером, без излишеств. Пако эль Гандуль привнес в этот вид канте всю радость и изящество канте Кадиса, таким образом лишая караколес места среди других видов «канте хондо». Но с этого момента караколес стал одним из праздничных жанров – рядом с веселой и шумной булерией и с хересовским лукавством салинас.
Из Андалусии караколес перекочевали в Мадрид вместе с бандерильеро Курро Кучарес и эль Тато, однако во многих случаях летры содержат в себе названия таких городов как Кадис и Чиклана наряду с названиями улиц в Мадриде: Алькала, Сибелес и Аточа.
Танец
Танец имеет связь с алегриасом и солеа, могут использоваться кастаньеты. Этот танец больше подходит женщинам, и, как следствие, для него характерно большое количество волнообразных движений. Его предшественником мог быть другой танец, принадлежащий к современной школы кастаньет, который был известен как "caracoles clásicos".
Гитара
Караколес играется в мажор, ближе к концу, мелодия может измениться в тональности, переходя к ми мажор и фа мажор, но сразу же возвращается в мажор.
Канте
Тексты караколес, как правило, забавны, порой дерзки, причем слово "caracoles" повторяется в стихах несколько раз, пропевается хором.