Фламенко и продолжающие. "Кризис среднего возраста" учеников.

01.02.2016

Мой любимый, родной донор и кровопийца, то «полнеющая», то «худеющая», то опять полнеющая человеками и ресурсами «БАНДАДА», с ее веселыми крутыми виражами, дает мне ценнейший материал для размышлений на вечную тему взаимоотношений учителей и учеников. Статья предназначена тем, у кого за спиной есть солидный ученический опыт, и почти ничего не даст новичкам, которые только-только пришли во фламенко. Хотя у начинающих тоже есть свои кризисы, но о них – как-нибудь в следующий раз.

Созрев уже давно, эта статья окончательно оформилась, когда я нашла аналогичную по теме и смыслу работу Бориса Бойко, президента Региональной Федерации цигуна и ушу - «Опасности «кризиса среднего возраста» в школе боевых искусств». Неожиданно оказалось, что проблематика, с которой сталкиваются танцевальные школы и школы боевых искусств, во многом совпадает. Многие вещи мне даже не пришлось с нуля формулировать, поэтому периодически цитирую Бойко.
Кризис среднего возраста в обучении фламенко – это почти то же самое, что просто кризис среднего возраста, только в отдельно взятой, узкой отрасли. Только место биологического возраста у нас займет ученический стаж. Перечислим стандартные признаки кризиса. Многое из того, что раньше нравилось и приносило радость, может вызывать нейтральную реакцию или даже апатию, теряется интерес ко многим, ранее значимым, сторонам жизни. Часто происходит отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими. Меняется круг референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей, а не тех, чье мнение было авторитетным раньше. Меняются ценности, вкусы, приоритеты. Усиливаются конфликтность, оппозиционность, апатия. В том, что человек стал другим, обвиняются окружающие. Все это может быть приправлено опустошенностью и депрессией.
Бойко пишет: «На определенном этапе занятий у людей наступает чувство неудовлетворённости, ощущение застоя и снижение интереса к занятиям. Вот человек с удовольствием и энтузиазмом занимается 2-3 года, а потом вдруг начинает посещать тренировки нерегулярно, а то и вовсе пропадает на длительный срок. На первых порах ученики получают много нового, интересного и незнакомого. Этот этап длится, как правило, 1-3 учебных года – продолжительность его у разных людей может различаться в зависимости от интенсивности и регулярности занятий. Новички занимаются с интересом, воодушевлением, многие решают, что эти занятия станут постоянной и важной частью всей их жизни. Однако у некоторых через какое-то время наступает стадия «привыкания к хорошему».
Причин несколько.
Сразу опустим 2 важные причины: пресыщение преподавателем/танцами и хроническая усталость ученика. Эти причины не имеют отношения конкретно к фламенко. Эти вещи могут быть в любой сфере – в личной жизни, в работе. Яркий пример – стадия семейных отношений, при которой наступает привыкание людей друг к другу, ценность отношений снижается, вторая половинка становится чем-то вроде домашних тапочек, которые надеваешь по утрам на автомате и замечаешь только их отсутствие. К сожалению, в определенный момент и в отношениях «учитель-ученик» появляется «замыленный взгляд» друг на друга. Даже если преподаватель меняется и развивается, есть вещи, которые в нем остаются прежними. Предположим, его профессиональный уровень повышается, но танцевальный лексикон остается неизменным. Или манера преподавания может меняться, но индивидуальный «авторский» стиль хореографии сохраняется (т.е. из года в год те же связки, хотя и более высокого уровня) и т.д. Обычное привыкание и обесценивание отношений, которые когда-то были в новинку и дороги.
Негативным фоном может стать хроническая усталость ученика. Это может быть общая замотанность (работа, семья, на которую накладывается еще необходимость регулярных занятий танцами). В состоянии хронической усталости вообще ничего не мило, а при депрессии так и любая, даже когда-то нежно любимая деятельность, вызывает отторжение, вплоть до того, что само тело не хочет двигаться. Отдыхать и давать себе возможность соскучиться нужно в отношении любой деятельности, будь то работа или хобби.
Все это вещи общие, житейские, универсальные. Поэтому пробегаем мимо них, просто констатируя: они есть, но справиться с ними вполне возможно. Возьмем более частные причины кризиса, которые связаны с обучением танцам.

I. Неумение адаптироваться к новому этапу обучения (при переходе из статуса ученика в статус старшего ученика).

Скачущая в противоположные стороны самооценка ученика дает 2 варианта развития событий.
1. Новизна утрачивается, первоначальная эйфория проходит и людям начинает казаться, что ничего нового не происходит, что танцевали фламенко на определенном уровне они всегда, что они делают одни и те же движения, которыми уже давно овладели, а ничего необычного и интересного на занятиях не даётся. И вслед за этим, порой, возникают сомнения, затем метания, поиски лучшего и нового в окружающем пространстве, которые обычно заканчиваются полным унынием и прекращением занятий, либо превращаются в поиски новых впечатлений, бесконечное коллекционирование новых видов хобби.
Чаще всего такое настроение возникает у людей, посещающих занятия нерегулярно, делающих перерывы в занятиях и мало занимающихся дома. Через 2-3 года им начинает казаться, что они уже достигли определенного уровня, что они стали «старшими учениками», но в награду за такой «подвиг» ничего не получают – никаких новых секретных техник, причудливых методик, множества оплачиваемых выступлений, и вынуждены «топтаться на месте».
Они забывают, что серьёзный успех в любом деле приходит только в результате долгого, сосредоточенного, непрерывного труда и усилия над собой.
Само по себе календарное время (количество лет) занятий не является решающим фактором. Важно не сколько лет занимался человек, а как часто и интенсивно он занимался. Причем человек может регулярно и много посещать занятия фламенко, но во время самих занятий щадить себя, не выкладываться полностью, не побеждать собственное тело, а потакать его «хотелкам и нехотелкам».
«В первый год обучения люди постоянно получают массу новой информации и занимаются в большой степени на энергии учителя», они заражаются «отраженной» любовью своего учителя к фламенко, учатся любить фламенко через учителя и с помощью чужой хореографии. «Поэтому прогресс идёт быстро, ученики довольны, учитель любим и уважаем. Затем наступает привыкание к новому уровню возможностей, они уже не воспринимаются как чудесные, и тут наступает пора, когда требуется работать уже на своих собственных ресурсах. В тебя много вложили, научили, дали направление – и теперь надо самому упорно трудиться (под контролем и с помощью тех, кто уже прошёл этот путь), чтобы продвигаться дальше, к новому уровню, когда опять можно будет воспринять что-то кардинально новое. Но не все, к сожалению, это понимают: у некоторых побеждает привычка к иждивенчеству и ожидание всё новых удивительных подарков и развлечений. Необходимо чётко осознать, что после того, как человек получил солидный энергетический фундамент для своей практики, дальнейшее зависит уже в большой степени от него самого – от его упорства, преданности выбранному пути и способности самостоятельно работать. И помощь всегда будет оказана тому, кто в ней действительно нуждается, кто доказывает это упорными занятиями», - пишет Бойко.
Учитель может дать  правильную информацию, он может влить силы и веру в себя, может стабилизировать ученика и т.д., но не более. К сожалению, учитель не сможет за ученика станцевать и даже выпрямить спину.
2. Обратная сторона медали: ученик после эйфории первых месяцев/лет обучения, когда результат ярок и ощутим, потом продолжает много, долго и честно работать. Вдруг останавливается и понимает, что почему-то в последнее время нет качественных сдвигов. И еще он вдруг замечает огромную разницу между своим настоящим уровнем и уровнем, которого он когда-то мечтал (или сейчас мечтает) добиться. Затухает, понимает, что ни сил, ни времени у него не хватит на то, чтобы достичь этого уровня. Он же теперь в курсе, сколько нужно вложить, чтобы получить хоть какой-то результат (в отличие от светящегося верой в будущее новичка!) Лапки опущены, крылышки сложены, в глазах – разочарование и тоска: «Фламенко – это не мое». Самооценка, резко скатившаяся вниз, по сравнению с п. 1 (см. выше). Мой милый друг, в своем разочаровании не забудь только о том, что за эти месяцы/годы не только ушли твои силы и вера, но и во много раз поднялась твоя планка требований к самому себе и к фламенко, который ты хочешь видеть, слышать, изучать, танцевать. Когда ты только пришел сюда, что ты знал о фламенко? Кто тебе нравился из танцовщиков? А сейчас? Тебе уже кажется, что и учитель твой плохо танцует, и даже вон та знаменитая испанская байлаора тебя не устраивает, не то что ты сам. Это всего лишь взросление, начинающийся изгиб в сторону мастерства. Просто повысилась критичность и самокритичность. Перед огромной глыбой настоящего мастерства во фламенко, которое ты теперь увидел, твои собственные достижения и достижения твоего учителя кажутся такой маленькой песчинкой, что тебе кажется: не стоит и пытаться. Но ты же понимаешь, что это субъективная, эмоциональная и не совсем адекватная оценка? Ну давай разовьем тему. Например, сравним твои размеры с высотой Эвереста или твою страстность – с мощью волны во время шторма, и на этом основании примем решение, что жить такому мелкому существу вообще незачем.
Но если ты действительно идешь вперед, и если твой учитель вменяем, то только он определяет: есть у тебя сдвиг или нет. А чувство недовольства своим уровнем теперь будет преследовать тебя всегда. Чем больше ты движешься в сторону мастерства, тем меньше будет у тебя покоя и удовлетворенности собой. Просто продолжай работать. 

II. «Это не ваш уровень. Зачем вы пришли сюда?» - задает вопрос один из самых популярных преподавателей фламенко Бетанзос.

Другой обычной причиной разочарования является преждевременный переход к танцам более высокого уровня. Это может случиться из-за глупости учителя, который слишком оптимистично смотрит на возможности своих учеников. Или если учитель - боец по натуре и судит о других людях по себе, то считает и своих учеников бойцами, которых достижение невозможного будет стимулировать. На деле может оказаться, что завышенные требования учеников не только не стимулируют, а, наоборот, расплющивают своей недостижимостью. 
Это может быть ошибка самого ученика, когда он решает взять более сложный материал. Бойко пишет: «Это, в общем-то, также является следствием вышесказанного: людям хочется чего-то нового, необычного, загадочного, да поскорее. Между тем, никто не может извне вложить в человека того, для чего у него ещё не развился необходимый орган восприятия. Птенца, у которого ещё не отрасли крылья, опасно учить летать. Какое-то время первоначальный интерес и самолюбие не позволяют бросить занятия (или вернуться к предыдущему уровню, что было бы самым правильным решением), но потом усталость и безысходность побеждают, и человек бросает занятия под тем или иным предлогом». Объяснения для себя и окружающих придумываются разные, глубоко психологические, или, наоборот, чисто жизненно-бытовые, но суть проблемы в одном: слишком рано пытаться овладевать танцами более высоких уровней не следует!
Исключение составляют люди, которые сознательно ставят цель – добиться бОльшего через работу на уровне, который на порядок выше их уровня. Есть такие. Они приходят и берут материал, который еще вчера был им не по плечу; с боем, намного дольше, чем те, кто соответствует уровню уже сегодня, но берут. Для таких - это лучший способ обучения.

III. Учитель как проблема

- Ученику кажется, что преподаватель не развивается. Естественно, каждый человек воспринимает учителя через свои иллюзии и проецирует на него свои иллюзии, считает, что учитель такой же в чём-то, как и он.
Эту иллюзию могут создать все выше- и нижеперечисленные причины. Происходит подмена ситуаций: например, ощущение собственной усталости, собственной стагнации приписывается учителю, как будто он страдает этим. Или так называемый «кризис рутинной работы». Когда происходит долгая отработка одного и того же элемента; ученику кажется, что ни учитель, ни группа, ни он сам не двигаются дальше. На самом деле учитель видит, что элементы, над которыми идет работа, не совершенны ни у группы, ни у этого ученика, поэтому долго не дает новый материал - до тех пор, пока не будут отшлифованы старые элементы. Ученику же кажется, что у этого преподавателя скучно, или что ему больше нечего дать, что он сам "не развивается". Проанализируйте, нет ли подмены ситуаций.
- Преподаватель развивается не в том направлении, которое на данный момент важно ученику. Предположим, преподаватель в данный момент времени делает упор на отработку базовой техники дробей в группах, и сам развивается в этом направлении, а ученику важно сейчас поработать с аксессуарами. Реализовывать ли свою мечту, если она идет вразрез с представлениями учителя? Да, безусловно. Даже если вы допустите ошибку. Например, ваш преподаватель видит, что вам сейчас важнее отработать правильную постановку plante, прежде чем гнаться за работой с бастоном. Предположим, он прав, и ваше преждевременное желание станет вашей ошибкой. Но это ваша ошибка, и вы должны ее сделать. Если вы не достигнете своей мечты, то у вас возникнет внутренний конфликт. Одна из функций преподавателя – не запрещать человеку делать ошибки, а вытаскивать человека, когда он сделал ошибку.
- Учитель действительно останавливается в своем развитии. Ученик начинает замечать, например, что он пластичнее своего учителя, техничнее его в дробях, достовернее в проявлении эмоций, больше знает о фламенко; идеально, легко и быстро усваивает хореографию учителя так, что она кажется ему слишком простой. Ученик понимает, что его хореография или исполнение лучше воспринимаются публикой, чем хореография и исполнение учителя. Сам ученик лучше видит и объясняет свои ошибки, чем учитель. И т.д. Однако нужно исключить ошибку, связанную с самомнением. Как избежать самообмана по поводу быстроты собственного развития, по сравнению с учителем? Можно прямо спросить своего преподавателя: его устраивает, как вы танцуете; у него есть что исправить в вашем фламенко; ему есть что лепить из вас? Можно собрать и проанализировать независимые мнения со стороны: своих коллег по цеху, и прежде всего, мнения зрителей. Если ваши товарищи щелкнут вас по носу и скажут: «Ты, правда, считаешь себя таким крутым?», лучше призадуматься. Если не щелкнут, и вы сами чувствуете, что вам нечему научиться у преподавателя, от него надо уходить.
-  Замечания учителя вызывают у вас сильное внутреннее сопротивление, до состояния конфликта. Это весьма изматывающая ситуация, которая также может привести к кризису по отношению и к учителю, и к фламенко.
Обычно задевает то, что действительно болит. Внутренне сильное сопротивление происходит, когда касаются каких-то вещей, которые действительно нам мешают. Это значит, что попали на ваше больное место, и надо обратить внимание и разбираться, за что задели. Чем точнее и сильнее попадают учителя в вас, тем сильнее может пойти работа, при условии вашего согласия. Однако многие не могут выдержать даже средних темпов работы. Их никто и не трогает, потому что это процесс обоюдный, и надо делать с человеком только то, на что он способен. Но если вас «теребят», задевают, значит пока еще верят, что вы способны добиться лучших результатов.

IV. Неисправленные ошибки, незавершенные действия и чувство вины.

«Не расправлен плечевой пояс, локти то и дело проваливаются; корпус ригидный; вместо нужных мышц и частей тела работают - какие попадутся; вместо четкой дроби - беспорядочный горох?, «зажевываются» таконы опорной ноги и т.д.» - из занятия в занятие нудит учитель.
Даже если ученик давно уже привык к этим словам учителя, как к надоедливому жужжанию, на которое он согласно кивнет и продолжит дальше жить со своей неисправленной ошибкой, все равно подспудно у человека формируется ощущение какой-то недоделанности и соответственно чувство вины. И вот это чувство вины, вызванное соглашательством с собственной ленью, отнимает у ученика огромное количество энергии, делает его усталым, бесцветным, разочарованным в учителе и во фламенко вообще.
Человек как будто устает сам от себя в танце, потому что самые важные вещи у него не получаются, самые главные победы над собой не совершаются. Но зато: «Мы будем учить новый танец! Ура, ура, ура!» Идет гонка материала: еще, еще, еще, а выступать??? Горе тому учителю, в том числе и мне, который, пойдет у своих учеников на поводу, будет развлекать их, подкидывать в жаркую топку новые танцы, «прикольные ништяки» в хореографии и организовывать много тусовок! Жертвуя временем, которое предназначено для трудных и больших побед своих учеников над самими собой.
Создается такое ложное ощущение, что жизнь фламенко-группы как бы бурлит: новые движения, направления, выступления, праздники. А ученик выгорает, тоскливыми глазами смотрит на своего учителя и до последнего надеется, что тот вернет ему былую эйфорию от фламенко. А если не вернет, ну и в пень такого учителя! Неправильный учитель.
Дело-то простое. Чувство вины не обманешь, это оно нашептывает, что настоящей победы, настоящего уровня нет. Это оно отсасывает кровь у эмоций, у любви к фламенко, создает фламенко-реальность, в которой все воспринимается приглушенно, неярко, как «сквозь вату».
Всколыхнет на какое-то время это болото новая школа, новый преподаватель, но с годами и в отношении с ним у ученика приключится та же история.
Вся энергия направляется на переваривание вот этого ощущения незавершенности работы с индивидуальными ошибками. Это те самые «хронические» недостатки, с которыми ученики не прощаются годами, которые почему-то откладываются «на потом». Это могут быть недостатки, связанные с жизненными установками, характером, анатомическими особенностями учеников. Все в курсе, что недоделанные дела ложатся мертвым грузом на шею и отнимают энергию. Почему об этом забывается, когда речь идет об исправлении ошибок в танце? Необходимы не новые танцы, а победы над своим телом и собой, которые позволят перейти на следующий уровень мастерства. Нужно просто хотя бы один раз очень серьезно отнестись к привычным замечаниям учителя. Когда он в очередной раз укажет вам, предположим, на вашу сутулость, раз и навсегда примите решение выпрямить спину, и с этого момента день за днем вырабатывайте новую привычку. Хотя бы корсет носите.
Что делать, если проблема нерешаема, недостаток исправить невозможно?  На самом деле это вам так кажется. Ваш преподаватель почему-то верит в то, что вы можете исправить этот недостаток. Он же стоит рядом с вами, ставит  вашу руку правильно. Повторяет этот «трюк» с вами несколько раз. Т.е. ваше тело может это сделать и 1, и 2, и 3 и больше раз, и вообще всегда может сделать, а вы при этом утверждаете, что не можете? «Проблема нерешаема» - значит, что этот вопрос человек не хочет решать. Любой вопрос – это ваше определенное убеждение. Если вы решили это убеждение заменить, то ничего вам помешать не может, потому что вы решаете это сами с собой, больше никого нет. Бывают инвалиды, у них могут быть протезы. Здесь могу согласиться, что проблема в какой-то степени нерешаема, но не абсолютно. В остальных случаях – упрямство, лень, отсутствие мотивации.
Создайте настрой. Он должен быть таким: или умру, или одержу победу. Без такого настроя вы не двинетесь с места, даже если над вами будет колдовать не рядовой провинциальный учитель, а целый гуру дзен-фламенко.
Завершите недоделанное, учитель перестанет шпынять вас за этот недостаток, вас самих перестанет мучать чувство вины и собственного несовершенства, появится удовольствие от достижения, прибавится уверенность в себе, освободится энергия для более важных задач. Чем труднее победа, тем больше она дает энергии и чувства собственного достоинства. 

V. Ошибочная оценка целей и средств.

Необходим трезвый, реалистичный взгляд на себя, роль учителя и на фламенко. В искусстве фламенко можно добиться всего и даже больше. «Но надо трезво себе представлять, сколько сил и времени понадобится для этого, и насколько кардинально придётся изменить свой образ жизни.
Нередко разочарование в занятиях наступает именно из-за такой наивности. Человек занимается довольно хорошо, регулярно, вполне достаточно для поддержания формы. Но не более. Занятия не составляют существенной части его жизни, он иногда их пропускает, периодически берёт «отпуск», на самих занятиях вместо работы над собой может расслабиться, отвлечься, позволить себе не выполнять какие-то задания преподавателя и т.д. То есть ведёт себя как более или менее добросовестный член группы здоровья, что в общем-то нестрашно. Но если он в то же время ожидает постоянного появления новых «чудес», или, на худой конец, чтобы ему гонорар платили за выступления как настоящему профессионалу, то это просто наивно».

VI. Изначально нечеткая постановка целей. Неправильное определение мотивации.

Эта причина, по сути, продолжение предыдущего пункта. Но требует отдельного разъяснения.
Очень важно определить – чего добивается человек, приходя в школу, какие цели он себе ставит. Если это сделано, то тогда гораздо легче избежать разочарований и сразу выбрать верное направление занятий. Цели бывают очень разные, например:
1. Танцевать для себя (поддержка физической формы, танец ради танца, наслаждение самим процессом, «просто нравится»).
2. Фламенко как отдых: расслабиться после работы, потусоваться. Здесь важны комфортные условия в помещении; интересный, но демократичный, «легкий» преподаватель, доброжелательная атмосфера в школе, дружеские отношения с одногруппниками, много вечеринок, развлекательных мероприятий.
3. Выступать на любительской сцене (отчетники, вечеринки, семейные мероприятия).
4. Стать танцовщицей фламенко «высокого» уровня, такой, как… (поставьте имя кумира). Цель, которая может быть, как связана с выступлениями, так и не связана.
5. Выступать на профессиональной сцене за деньги.
6. Выигрывать призы на фестивалях, быть лучшим, признанным (амбиции).
7. Фламенко как способ работы над собой, как возможность «облагородить» себя (выработать недостающие черты в характере, женственность, или наоборот, мужественность, научиться преодолевать и т.д.).
8. Познать фламенко как явление (фламенко интересен как особое отношение к миру, как философия или как уникальный культурный феномен - научный интерес).

Это далеко не все цели, конечно. Но даже пробежавшись по перечисленным, видно, на какие противоречия натолкнется человек, если перепутает цели и средства их достижения. К примеру, человек, нацеленный на задачу №2, попадает к преподавателю, цель которого – воспитать профессиональный коллектив для выступлений на сцене. И вместо приятно проведенного вечера в кругу таких же увлеченных любителей фламенко он получит муштру, жесткость со стороны учителя, изматывающую проработку одного и того же элемента и боль во всем теле. Мало того, ему еще скажут, что он не совсем свободен, что здесь нужно соблюдать дисциплину, что он должен ходить на ВСЕ репетиции в обязательном порядке, а не тогда, когда он действительно может. Да и вообще здесь даже кулера с водой и диванчика нет, и ехать далеко! На что остальные ученики, имеющие абсолютно другую мотивацию, возмутятся: «Ты чего, сбрендил, какой кулер, какое «далеко»? Это ж САМ… (поставьте имя кумира) ведет занятие! // Или: «Мы ж к СПЕКТАКЛЮ готовимся!» Готовый конфликт.
Эти цели можно рассматривать и как этапы пути ученика, также могут быть и разные комбинации перечисленных целей.
Каждая из этих целей требует от человека разного количества и качества усилий.  1, 2 и 3 цели потребуют от ученика минимального усилия, здесь достаточны лишь регулярные, пусть даже иногда и с большими перерывами, занятия, отнимающие довольно немного личного времени и не требующие внесения никаких кардинальных изменений в свою жизнь.
Если же взять, например, 4 и 5 цели то, овладение ими потребует постоянных регулярных упорных занятий, пересмотра многих жизненных позиций, сосредоточения, в первую очередь, на этих занятиях, а потом уже на всем остальном и т.д.
Однако некоторые ученики смешивают цели и средства их достижения. Подсознательно нацеливаясь на высокий уровень, они вкладывают в ее достижение количество усилий, едва достаточное лишь для поддержания уровня №1, 2, 3, и удивляются, когда чуда не происходит, мастерство их не растет, а порой и падает.
Если, например, ставится цель выступать, то нужно специально готовиться к этому. При этом понадобится не только повысить технический «фламенковский» уровень, но и кое в чем поработать над своим характером и жизненными установками. Потому что, если вы стесняетесь проявлять открыто свои чувства, если вы вообще были рождены, чтобы стать юристом или хорошей мамой, а не актрисой/танцовщицей, придется сначала принять совсем другую парадигму ценностей. Тут вступает в свои права цель №7.
Определитесь, чего вы на самом деле хотите от фламенко и от учителя. Поговорите со своим преподавателем о его целях: что он хочет от своих учеников? А чего хотите вы? Необходимо, чтобы ваши цели, ваше видение фламенко и себя во фламенко хотя бы частично совпадали с позицией вашего учителя.
Новичкам сложно поставить цели, потому что они пока не знают самого предмета, с которым придется иметь дело, не знают соотношения целей и средств (сколько нужно вложить, чтобы достичь вот этого и того). Но ученику, проучившемуся более года, вполне по силам проанализировать свои цели и задачи школы, в которую он пришел; измерить собственные ресурсы: сколько сил он готов отдать этой сфере своей жизни. Не является ли это очередным миражом в его жизни?
Нужно учесть еще фактор времени. Развиваетесь вы, развивается ваш учитель. На начальном этапе у вас могли быть одни цели, потом появились другие. И для вашего преподавателя сначала было важно одно, потом другое. Поэтому цели лучше перепроверять периодически.
И самое главное: какие бы ошибки ни совершал ученик, в них виноват учитель. Но об этом – в следующий раз.