Рассредоточение внимания обычно поминается в негативном смысле, мол «человек рассеянный с улицы Бассейной»... оно и понятно - обычное человеческое существо не обладает необходимым запасом персональной силы, чтобы эффективно удерживать в «поле своего внимания» достаточно широкие «пространства», множество объектов. Но это не только возможно, но и дает определенные преимущества по жизни, например на сеансах фокусников видишь не то, что он показывает, манипулируя вниманием зрителей, а то, что происходит на самом деле...
Начинать тренировку рассредоточенного внимания можно с достаточно небольших «площадей», и для начала можно ограничиться например только визуальной информацией.
Вообще, управление вниманием подразумевает все «входные каналы» - аудио, видео, тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения и... ВНИМАНИЕ! Чувства и эмоции! Это тоже «входные каналы», только людьми они эксплуатируются не по своему назначению.
Однако визуальный канал по количеству проходящего через него «потока» у людей находится на первом месте, потому проще начинать именно с него.
Итак, займемся неделанием смотрения телевизора... В этом случае распределим свое внимание на ВСЮ поверхность экрана, а не на те детали, куда внимание стремится сфокусироваться. А оно стремится увлечься туда, куда задумал режиссер, компонуя тот или иной кадр. Вот тут начинается работа - требуется не только фиксировать моменты, вызвавшие сосредоточение внимания на элементах картинки, но улавливать причины, вызвавшие срыв рассредоточения. В процессе такого рода неделания, помимо прочего обнаруживается масса интересного, например часто попадающиеся в фильмах «ляпы» вроде телевизионных антенн на избах «дореволюционных» крестьян, или следы колес на песке перед одиноко мчащимся на верблюде визирем древних времен. Такие находки и будут результатом того, что внимание было удержано от «ведения», и было достаточно рассредоточенным чтобы заметить неполадки на краях кадра, вне его «главной области». Собственно эти несоответствия и привлекли на себя внимание, но это было возможно лишь благодаря тому, что внимание было рассредоточено.
Еще весьма может быть полезно рассматривание «Магических трехмерных изображений» - там тоже требуется умение распределить внимание по всей площади рисунка.
Распределение внимания
Освоив относительно небольшие участки, покрываемые рассредоточенным вниманием, следует переходить ко всему полю зрения. Дело в том, что обычно направление внимания совпадает с центральным полем зрения, от чего следует постепенно уходить... Периферическое зрение несет ничуть не меньше информации, но большей частью она проходит мимо внимания. Следовательно требуется научиться направлять внимание на периферические участки того, что «показывают глазки» аналогично тому, как полем внимания был накрыт весь экран телевизора, а не только «действующая» его часть. Для этого, разгуливая, например по улице, следует несколько расфокусировать взгляд, направив его вперед в бесконечность, и ходить, избегая того, чтоб «кидать прямой взгляд» на отдельные элементы пейзажа. Тоже можно проделывать дома, сидя за обеденным столом, ведь все предметы на столе попадают в поле зрения, так что в общем-то нет необходимости направлять прямой взгляд на вилку, прежде чем ее взять рукой. Этот позыв прежде всего связан с тем, что выработалась привычка совмещать направление внимания с направлением взгляда, в действительности же, можно направлять внимание на любой участок поля зрения, не направляя туда взгляд.
Аналогично можно отсматривать публику в общественном транспорте - не направляя взгляда ни на что конкретно - видеть всех сразу... и тут начинается второй этап распределения внимания! Требуется выбрать два или более объекта в поле зрения и распределить внимание между ними таким образом, чтобы не переводя взгляда с места на место продолжать воспринимать их перемещения. На этом этапе обнаружатся интересные наблюдения - оказывается, что если что-то происходит в одном углу картины, а что-то похожее в другом, то эти события происходят одновременно. Например один почесал репу, а другой одновременно поковырял пальцем в носу. Подобные явления распределенным вниманием довольно забавно наблюдать в концертном зале, на спортивных трибунах и в прочих местах массового скопления людей.
Тренировки распределения внимания уже включают в себя способность направлять его в желаемую сторону, а также уводить его с направления, в котором оно тем или иным образом спонтанно захватывается. Эту способность можно совершенствовать, используя приемы распределенного внимания, например смотря телевизор с включенным звуком, слушать тут же включенное радио. То есть получается уже более расширенный вариант только что описанной техники, уже с привлечением к делу остальных органов чувств. По большому счету требуется умение одновременного мониторинга нескольких точек вовне и в себе, по нескольким каналам восприятия одновременно.
Мониторинг внимания
Смысл данного мероприятия состоит в том, чтобы в повседневной жизни уметь отслеживать моменты, когда что-либо тянет ваше внимание на себя, и не просто отслеживать, а умудряться «делать паузу» между моментом прихода отвлекающего «сигнала» и моментом, теперь уже осознаваемого направления или не направления своего внимания в сторону источника этого сигнала. Например БАБАХ! - что-то грохнуло... если внимание успело направиться в сторону этого «бабах» прежде чем этот «призыв» был осознан, то происходит какая-либо «инстинктивная реакция» - вздрогнул, подпрыгнул, побежал, упал-спрятался. Если мониторинг сработал, то реакция будет не инстинктивной, а уже более осмысленной потому что за короткое мгновение «паузы» сигнал уже успевает быть распознанным, и вместо наскочившей паники включится нечто более конструктивное.
Грубо говоря, в современной жизни постоянно встречается набор специфических раздражителей, захватывающих внимание прежде, чем успевает сработать соображалка. К ним относятся такие вещи, как сигналы точного времени, телефонные гудки, звонки, звуки сработавшей сигнализации. В принципе они и призваны завладеть вниманием, но если сам владеешь своим вниманием - подобные сигналы не должны брутально захватывать на себя все, имеющееся в распоряжении внимание. Короче - следует научиться «не подскакивать» от этих звуков, и не дергаться к телефону, если знакомый звук телефонного звонка раздался не со стороны домашнего телефона, а, например из телевизора или радиоприемника. Все эти явления вполне пригодны для оттачивания своего владения собственным вниманием.
*** Упражнение 1
Посмотрите на свой письменный или кухонный стол. Если там сейчас слишком большой порядок, наведите временный беспорядок. Затем отвернитесь и постарайтесь как можно точнее воспроизвести все то, что было на столе, и как были расположены предметы относительно друг друга. Хорошо, если вы попытаетесь это записать, а если вы умеете рисовать, то и зарисовать.
Теперь попросите кого-нибудь внести изменения в расположения вещей на столе или же убрать (или наоборот доставить) какой-нибудь предмет со стола. (В это время, естественно, отвернитесь, наверняка вы уже играли в детстве в такую игру, как видите, она, оказывается, очень полезная.)
Посмотрите снова на стол и попробуйте без долгих размышлений ответить, что же изменилось. Вы можете увеличивать количество предметов на столе, убирать большее количество предметов (когда из 30 предметов убирают 5, поверьте, уже довольно трудно их определить).
Усложнять упражнение можно и другими способами (конечно, только после того, как предыдущая, более легкая версия будет выполняться безошибочно). Можно играть на скорость (кто быстрее назовет убранный предмет) и т.д. Я уверена, что если у вас есть желание развить свое внимание, фантазия и изобретательность помогут вам в этом.
*** Упражнение 2
Очень легкое упражнение на распределение внимания. Его надо выполнять одновременно с выполнением любого другого дела, при осуществлении которого ваши руки остаются свободными, например, разговаривая с кем-то, слушая интересную программу по радио, смотря телевизор или читая газету. Итак, набирайте номер телефона товарища, с которым давно не общались (вы должны быть увлечены разговором), и начинайте выполнять упражнение.
Вам надо одновременно с разговором рисовать (не глядя на бумагу) поочередно крестики и нолики. Очень просто, не правда ли? Ваша задача — нарисовать как можно больше крестиков и ноликов (хорошая скорость — два элемента в минуту) и постараться не ошибаться в очередности крестиков и ноликов. Посмотрите на свое творение. Может быть, стоит всерьез заняться собой и поупражняться еще? Не забывайте, хорошее внимание — залог хорошей памяти. Вы можете усложнить для себя и это задание.
Например, попробовать рисовать поочередно один крестик и два нолика и тоже постараться не сбиться. Через минут пять начните писать наоборот: два крестика и один нолик и т.д. (три на три, два на три). Замечу, при рисовании крестиков и ноликов вы должны разговаривать активно, то есть именно разговор (осмысленное чтение, просмотр ТВ передачи и т.п.) должен быть вашей основной деятельностью.
Попробуйте рисовать крестики и нолики аккуратно или определенного размера или, например, нолик рисовать левой рукой, а крестик правой или наоборот. Рисование крестиков и ноликов можно заменить написанием различных цифр — это уже значительно сложнее. Как видите, вариантов упражнения множество, но задача остается прежней — научиться распределять внимание между несколькими делами, выполняемыми одновременно. Мне кажется, что польза от этого умения в повседневной жизни также очевидна.
*** Упражнение 3
Специальное упражнение на развитие сосредоточения на звуках. Включите радио и, постепенно уменьшая громкость, установите самый нижний ее предел, при котором еще можно понимать, о чем говорят. Послушайте радио таким образом в течение 3—5 минут (это максимум), стараясь понять смысл передачи. Слабая интенсивность звука заставит вас сосредоточиться. Вы можете усложнить и это упражнение тоже. Например, выполняя одновременно какую-нибудь нешумную, естественно, работу или же рисуя крестики-нолики.
*** Упражнение 4
Еще одно упражнение на длительное сосредоточение. Оно может показаться вам совсем несложным, но тем не менее оно достаточно эффективное. Вам надо считать в обратном порядке, начиная с 200, отнимая от каждого следующего числа по 3 и называть вслух только результат: 200 — 197 — 194 — 191 — 188 и т.д. Таким образом надо дойти до однозначного числа. Вы можете усложнить свою задачу и отнимать от двухсот не по три, а по семь. Это уже требует значительно большего сосредоточения.
*** Упражнение 5
Еще одно очень хорошее упражнение на развитие внимания под условным названием «Шиворот-навыворот». Вы наверняка не раз пробовали читать или мысленно переворачивать некоторые слова или имена задом наперед. Например, «школа» — «алокш», «собака» — «акабос» и т.д. Даже чтение наоборот вызывает некоторые трудности, а уж мысленное переворачивание слов — тем более. Для безошибочного выполнения таких операций, особенно в длинных словах, требуется значительный уровень концентрации внимания. А следовательно, регулярное выполнение подобных операций способствует его развитию.
Большое преимущество этого нехитрого упражнения в том, что его можно выполнять когда угодно и где угодно. Просто берете любое, пришедшее в голову слово, и пытаетесь произнести его задом наперед. Не забывая, конечно, возвращаться к исходному слову (если к нему нет зрительного доступа, то можно специально его записать) и проверять правильность своего переворачивания. Сначала можете потренироваться, имея перед собой слово в написанном виде, а затем переворачивайте слова только по памяти.
Лучшего результата вы добьетесь, если за один присест вы будете переворачивать не одно-два слова, а хотя бы слов 10. Кстати, аналогичные операции вы можете производить и с рядами цифр (включающими от 4 до 10 элементов). Самый удобный материал для таких перевертываний — это телефонные номера, которые вы помните наизусть. Кроме развития внимания, это упражнение способствует развитию способности к зрительным представлениям (визуализации).
Работая с цифрами, старайтесь называть в обратном порядке не по одной цифре, а по двух-трёхзначным числам, то есть, например, не "пять, два...", а "пятьдесят два". Это, как ни странно, будет сделать значительно сложнее, а значит, будет больший эффект. Существуют десятки способов, как разнообразить или усложнить упражнение "Шиворот навыворот", как играть в нее вдвоем или втроем. При должной заинтересованности вы с легкостью догадаетесь, как это сделать самостоятельно.
Я с трудом останавливаю себя на перечислении упражнений, направленных на развитие внимания и концентрации. Их существует великое множество. Хорошее внимание необходимо для хорошей памяти, поэтому почаще его тренируйте, используя приведенные выше упражнения, модифицируя их и придумывая новые. Эти же упражнения подойдут и для занятий с вашими детьми.