Словарь фламенко

27.06.2017
Ритм. Работа ног (техника дробей).

РИТМ

Compas (компАс, ударение на «а») - основная единица музыкального метра во фламенко. Каждый компас - это повторяющаяся часть, состоящая из особым образом расставленных музыкальных акцентов, задающих пульсацию ритма и вообще ритмическую форму всего произведения. В испанском языке слово "compás" значит и "ритм" (последовательность длительностей звуков и пауз) и "такт" (сочетание сильных и слабых долей внутри определенного отрезка времени). Один и тот же компас, повторяясь раз за разом, создаёт ту самую неповторимую пульсацию фламенко, похожую на биение сердца, задаёт ритм, темп, настроение. Самые общие циклы находятся в ритме (размере) 4/4, и комбинациях размера 6/8 и 3/4. "Быть в компасе" означает оставаться в пределах этих единиц. Компас диктует уникальную ритмическую структуру песни и танца.

Compas binario («двойной») – кратный 2 или 4, схема компаса укладывается в 4 счета/такта, 4/4. Базовая форма фламенко с двухдольным метром - тангос.

Другие жанры фламенко с двухдольным метром: гарротин, фаррука; тангильос, тьентос, румба, коломбиана, видалита и проч.

Compas ternario («тройной») - компас с трехдольным метром. ¾. Базовая форма - сегидилья. На основе сегидильи впоследствии возникло огромное количество форм фламенко, которые мы знаем сегодня как местные разновидности фанданго. Незначительно модифицированный ритм сегидильи используется в различных вариантах севильяны и панадерос и в некоторых танцевальных версиях малагеньи.

Compas amalgama = переменный метр = комбинированный компас - составной компас, в котором такты с двумя долями (двухдольный метр) чередуются с тактами с тремя долями (трехдольный метр). Всего в компасе 12 счетов. Жанры с compas amalgama: солеарес, солеа пор булериас, халеос, булериас, бамберас, кантиньяс, алегриас, мирабрас, караколес и ромерос, сигирийяс, петенерас, гуахирас и т.д.

Contratiempo (контратьемпо) - «противоритм», "встречные" ритмы. 1. Акценты, которые делаются на слабых долях компаса. Танцор делает акценты на тех долях, которые у музыкантов слабые. И наоборот, не делает акцентов на сильных долях музыкантов. 2. Выделение акцентов, танцевание/удары (в сапатео, пальмас) между счетами/ударами компаса — не только сильными, но и слабыми.

Триоль – группа из 3 нот одинаковой длительности в музыкальной фигуре, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. В триоль вместо ноты также может входить пауза той же длительности, или две ноты вдвое меньшей длительности, и т.п.

РАБОТА НОГ

Golpe (гольпе, «удар») - 1. Удар полной стопой. 2. Акустический эффект, производимый при игре на гитаре, когда музыкант ударяет ногтями по гольпеадору (golpeador-пластмассовая пластинка на верхней деке гитары). 3. Удары кулаком по столу. См. a golpe. A golpe (а гольпе) - сопровождение определенных стилей фламенко ударами кистью, сжатой в кулак, или ладонью по столу или любой другой поверхности, включая собственную ногу певца.

Golpe sin sonido — гольпе без звука (используется для шагов, маркировки).

Golpe saltado («прыгнул» на гольпе) — прыжок на правый или левый гольпе.

Golpe deslizado («подскользнулся») - прыжок с продвижением вперед на гольпе, с шарканьем.

Golpe cruzando delante («проходя/пересекая впереди») - стопа с выворотностью встает впереди другой стопы, образуя для ног крестовое положение. Так делается проходка в cierre.

Golpe cruzando detras («пересечение позади») - стопа встает прямо сзади другой стопы.

Golpe con paso lateral (с исп. «гольпе с боковым шагом») — гольпе с одновременным бесшумным шагом-выпадом другой ноги в сторону.

Golpe con paso delantero (с исп. «гольпе с шагом вперед») удар гольпе с одновременным бесшумным шагом-выпадом другой ноги вперед.

Chaflan (с исп. «скос, скошенный край, фаска») — прыжок на гольпе с одновременным или последовательным скольжением другой ноги.

LAtigo, latigillo (с исп. «кнут, хлыст, бич») = desliz («скольжение, пробуксовка») удар со скольжением вперед и назад правой и левой ногой. Вся нога от бедра, коленный сустав и голеностоп, в зависимости от разновидности удара, работают в разных пропорциях, но бОльшую роль играет

Patada (с исп. «пинок, удар ногой») - удар ногой от колена, как в футболе.

Planta (планта) – 1. Удар носком или подушечкой стопы. Подушечка стопы - выпуклая упругая часть подошвы переднего отдела стопы, находящаяся у основания и имеющая непосредственный контакт с поверхностью, в котором она выполняет защитную функцию. Удар делается только верхней частью стопы с высоко поднятой в подъеме пяткой. Может быть произведен со звуком или без.

Planta con desliz adelante - прыжок на планте стопы с продвижением вперед, с шарканьем, бесшумно на 1 или обе ноги.

Planta con desliz detras - прыжок на планте с продвижением назад, с шарканьем, бесшумно на 1 или обе ноги.

Planta desde el tacon — удар передней частью стопы (каблуки остаются на полу).

Planta marcaje — бесшумные шаги с планты на пятку, для маркировки.

Planta cigarro — движения planta, напоминающие втаптывание сигары в землю.

Planta soltada con sonido — прыжок на 1 планту со звуком.

Punta (пунта, с исп. "наконечник, острие, кончик, край, вершина") - удар ребром носка (кончиком туфли) в пол позади корпуса, после чего нога мгновенно должна отскочить и подняться до уровня лодыжки опорной ноги. Точечный, резкий, стремительный удар.

Tacon (такон, с исп. «каблук») - удар каблуком.

Tacon adelante (с исп. такон «вперед») — удар ребром каблука в сочетании с поднятым наверх носком (замах перед ударом делается вперед и сверху). После удара нога быстро отскакивает к середине икры опорной ноги.

Комбинации ударов:

Cadenas (с исп. "цепь, ряд, вереница") - комбинация работы ног в тройках, начинается с golpe одной ногой, сопровождается пяткой противоположной ноги и затем возвращается к начинающей ноге.

Redoble - серия из 4-6 ударов, сделанных на два счета в компасе. Обычно делается серия гольпе или сочетание планты/такона с гольпе. Redobles обычно обеспечивают динамические акценты в музыкально-танцевальной фразе, часто делаются в составе llamadas и remates. При выполнении redoble важно, чтобы удары имели неодинаковый объем звука: нужно ударять так, чтобы объем каждого следующего звука увеличивался постепенно, а последний звук был самым громким.

Tobillo (с исп. «лодыжка, щиколотка») - комбинация ударов: планта/планта/такон/такон/передняя часть стопы/передняя часть стопы.