Говорят, что "андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать" без фанданго, излюбленной на юге мелодии. Колыбелью этого пения считаются Малага, Кордова и Лусена. Изначально фанданго являлось песней, аккомпанирующей танцу. Существуют разновидности фанданго, унаследовавшие название от тех городов, где они получили наибольшее распространение: малагенья (malagueña, от Malaga - Малага), ронденья (rondeña, от Ronda - Ронда), гранадина (granadina, от Granada - Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia - Мурсия), аликантина (alicantina, - от Alicante - Аликанте), фанданго де Уэльва (fandango de Huelva, от Huelva - Уэльва)... Различают fandango rápido (быстрое) (например, фанданго де Уэльва), fandango moderado (умеренное) (например, вердиалес) и fandango lento (медленное) (фанданго де Альмерия).
Известен с XVII в., когда танец начал распространяться от Андалусии и Эстремадуры к Астурии, Стране Басков, а так же на восток Испании, к Португалии и Америке. В начале XIX в. фламенко переняло некоторые черты андалусийского фанданго, таким образом появилось «фанданго в стиле фламенко» (fandangos aflamencaos), сейчас являющееся одним из основных ритмов фламенко.
В Астуриас это один из наиболее популярных стилей, наравне с альборадас (alboradas) и алалaс (alalás). В Экстремадуре фанданго помимо гитары и кастаньет сопровождается аккордеоном и бубном. Также эти песни можно встретить в Мурсии или на Майорке (вместе с хотой и болеро) и в Португалии, где они разделяют славу с такими стилями как вира (vira), малао (malhao) и камина верде (caminha verde). Поэзия фанданго отличается красотой и возвышенностью, диапазон тем самый широкий: это и мир, и война, и любовь, и ненависть, и жизнь, и смерть, но преобладает все же любовная лирика.
Компас состоит из 12 счетов, размер - 3/4.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Танец
Это очень старый стиль народных танцев, который постепенно приобретает своеобразные черты фламенко. Это танец для одной пары, и его хореографическое содержание - любовная пантомима. Оживленный и страстный, он и сейчас пользуется популярностью во многих провинциях Испании.
Жители ближней Экстремадуры (историческая область на З. Испании, у границы с Португалией) и Португалии стали танцевать под фанданго с ХVIII века. В танце участвовали мужчины и женщины, под пение и аккомпанирование на музыкальных инструментах – гитаре, бандуррии (12-струнный муз. инструмент) лютни и гармони. Женщины сопровождали танец стуком кастаньет.
Гитара
Базовые аккорды для гитары:
В верхней: А - ля минор G - F - E
В середине: LA - ре минор C - бемоль - LA
Песня
Четыре куплета фанданго довольно просты и похожи по характеру, следуют в определенном порядке. Однако особенность каждого фанданго состояла в личной манере исполнителя.
Фандангос могут быть спеты с музыкальным сопровождением или «пало секо» (поют без сопровождения, а капелла.
Диапазон фанданго огромен, хотя все вариации фанданго могут быть условно разделены на три основные категории:
а) Региональные (из Уэльвы, Малаги и т.д.)
б) Индивидуальные (созданные отдельными лицами: Эль Глорией, Перес де Гусман, Вальехо и др.)
с) Malagueñas, rondeñas, granaínas и murcianas (формы, вытекающие из фанаднго).