Еще одной из нераскрытых тайн искусства фламенко является тайна ритма и ритмического аккомпанемента фламенко.
Внутри сложной музыкальной системы фламенко существенным элементом является строгое подчинение ритму. В первую очередь это относится к базовым формам фламенко – солеарес, сигирийяс, тангос и булериас.
Невозможно представить эти стили вне ритма. И поэтому повиновение ритму – абсолютно необходимое условие для исполнителя фламенко.
По своему определению ритм – это организованное чередование длительностей в музыке. Строго определенная последовательность одинаковых или разных по длительности звуков образуют ритмический рисунок. На языке фламенко этот рисунок носит название компас.
Сохраняя черты самобытности, андалусцы переняли многое от других народов, и особенно от арабов. На самых ранних этапах развития искусства фламенко восточное влияние было определяющим.
Возможно, корни и истоки ритма фламенко следует искать в арабо-персидской музыкальной культуре.
В арабо-персидской музыке ритм всегда занимал почетное место.
Напомним, что первые ритмы фламенко возникли на основе религиозных песнопений и ритуальных речитативов.
Многократное повторение ритуального действия и ритма позволяло верующим полностью утратить чувство реальности или достигнуть так называемого фана – «исчезновения».
Кружение в танце – часть церемонии зикра в ордене маулавийя из Турции, последователей которого называют танцующими, или вращающимися дервишами.
Ритмическое похлопывание в ладоши без инструментального аккомпанемента и кружение по кругу – это обряд радения, или суфийский способ «приводить душу в движение» в ордене кадирийя.
Каждый орден имеет свои приемы достижения такого состояния: хлопанье в ладоши, ритмическое постукивание ступнями, пение или танец.
В арабском мире вместе с мистическими танами существовали и народные танцы, которые исполнялись на свадьбах и праздниках.
Эти праздники встречали песнями и танцами, где использовались музыкальные инструменты, такие как тамбурин, аль-Уд, палочки-палильос и кротало (пальльос и кротало – предшественники кастаньет).
Ф. Гарсиа Лорка говорит о «звонком скарабее» - о кротало, который «задыхается в трели»:
Воздух, горячий и пьяный,
ты в пауке руки
раздираешь на лоскутки
и задыхаешься в деревянной
трели своей.
Народный танец де палильос исполняли преимущественно на улицах или во внутренних дворика соседствующих домов. Этот праздничный танец имел в своем арсенале повороты, кружения и прыжки. В нем всегда присутствовал веселый, жизнерадостный и шуточный характер. До сих пор можно обнаружить эти особенности восточного танца в праздничных стилях фламенко, таких как булериас, алегриас и тангос.
Традиционное фламенко охватывает четыре базовых элемента:
- «Cante»: пение фламенко;
- «Baile»: танец фламенко;
- «Toque»: игра на гитаре;
- «Haleo»; аккомпанемент выступлений, который включает «пальмас» - ритмически хлопки ладонями и знаменитое «Оле!» - традиционные возгласы одобрения артистов.
Халео – ритмические похлопывания ладонями, пощелкивания пальцами, характерные возгласы «Оле!», отбивание ритма с помощью кахона и других ударно-ритмических барабанов – создает своего рода каркас, на который накладывается мелодический рисунок фламенко.
Базовый, или фундаментальный компас фламенко состоит из 12 долей:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12,
где акцентируются доли:
3-6-8-10-12.
Следует, однако, отличать собственный ритм пения и ритм, отмечаемый гитарой в аккомпанементе. Один и другой часто накладываются друг на друга и создают основу выразительной мощи и величия фламенко. Этот закон внутреннего согласия и определяет неизменный и строгий характер ритма фламенко.
Наиболее характерные ритмы фламенко можно выделить в четыре основные группы через солеарес, сигирийяс, тангос и булериас.
Приведенные базовые формы стали общими для различных форм фламенко.
Так, к примеру, серранас и ливианас приложились к ритмическому размеру сиирийяс, таким же образом как полос, каньяс и различные виды кантиньяс – алегриас, караколес, ромерас, мирабрас, - приложились к ритму солеарес.
Наконец, имеются стили фламенко «ад либитум» - «свободные» стили, оторые не руководствуются никаким определенным ритмом, как, например, многочисленная семья фандангос: малагеньяс, гранаинас, хаберас, вердиалес, ронденьяс и др.
В чем же состоит главный секрет искусства фламенко?
При всей строгости и неизменности ритма фламенко он заключен в свободе исполнителя при раскрытии своего внутреннего мира через моток неожиданных и внезапных модуляций, но без выхода из более строгой ритмической схемы. Все зависит от воли, желания и выразительных способностей исполнителя.
На заре существования фламенко единственным аккомпанементом были хлопки в ладоши, прищелкивания пальцами и перестук каблуков. Что касается кастаньет, то они в основном использовались классической школой испанского танца – «школой болеро».
Невозможно было представить искусство фламенко без ритма.
Висенте Эскудеро был первым, кто исполнил цыганскую сигирийю без музыкального сопровождения под сухое прищелкивание пальцами.
В ритме ударов молота по наковальне Антонио Руис сделал танцем песню кузнецов – мартинете.
Пилар Лопес ввела в стиль тьентос щелканье кастаньет.
Наиболее древней составной частью ритма фламенко, которая строго и достоверно следует тактам компаса, является искусство звукоизвлечения ладонями. Это искусство скрывает очень много секретов, так как оно должно, в первую очередь, отмечать строго размеренное звучание.
Хлопки в ладоши – это сопровождение пения, танца, и гитары в строгом ритме каждого отдельного стиля, которое осуществляется ударами пальцев одной руки об ладонь другой руки или звонкими ударами обеих ладоней.
Кроме того, в булериас применяются удвоенные хлопки ладонями, которые отличаются от звонких, или простых хлопков.
Имеются еще и глухие хлопки, когда остается полость между ладонями. Это делается для того, чтобы не заглушать голос певца или нежные тремоло гитары.
Гитарист из Кадиса Мануэль Перес (1835-192?), обсуждая эту проблему, сделал следующие выводы:
«Особое значение для пения хондо имеют сопровождение хлопаньем в ладоши и абсолютное молчание слушателей. Наряду с гитарой нет какого-либо звука более важного, чем хлопанье в ладоши. Эти хлопки не очень просто освоить, для этого следует развивать в себе чувство слуха и в целом интуицию. Есть истинные мастера звукоизвлечения, которые обладают таким ритмическим равновесием, что впору говорить о «танцующих ладонях».
Хлопанье в ладоши играет двойную роль – внешнего возбуждения и внутреннего вдохновения танцора, певца или гитариста. Оно является само по себе пластичным действием и действием, повышающим пластичность выступления. Хлопанье не признает тренированности, так как в подобном случае разрушается атмосфера внутреннего очищения и свободы исполнителя.
Писатель и фламенколог Ансельмо Гонсалес Климент следующим образом охарактеризовал хлопанье в ладоши:
«Не следует забывать, что хлопанье в ладоши звучит как человеческое восклицание, прямо возбуждая психику. Вместе с ним укрепляется направленный ритм, извлекаемый из глубин исполнителя. Хлопанье создает атмосферу, в которой певец или танцор сможет лучше выразить свою артистическую душу. В этом смысле хлопанье не просто украшает выступление певца или танцора. Оно обладает мощью ритуального свойства».
Хлопанье в ладоши служит также для самоподбадривания исполнителя. С его помощью певец или танцор старается полностью погрузиться в ритмический водоворот искусства фламенко.
Другим инструментом для поддержки ритма служат кастаньеты.
Кастаньеты являются инструментом перкуссии, чье звучание в основном служит для акцентирования ритма музыки, особенно танцевальной. В этом смысле они создают атмосферу огромной красочности, веселья, радости и звонкости, которая передается исполнителю и зрителям фламенко.
Свое название кастаньеты получили из-за сходства с каштанами.
Ла Архентина была наиболее известной исполнительницей, которая, согласно оценке Висенте Эскудеро, «достигла степени максимальной выразительности, в связи с чем ее окрестили «королевой кастаньет».
Следуя общепринятому делению истории фламенко и рассматривая первоначальный этап – «танцы при свечах», - следует отметить, что кастаньеты сопровождали некоторые из танцев фламенко. Их использовали в танце сапатеадо, на котором присутствовал Шарль Давилье в Севилье. Он пишет, что видел двух цыганок, которые обмотали вокруг большого пальца шнурки кастаньет и затем начали танец сапатеадо. Это же подтверждают и рисунки Г. Доре, выполненные им с натуры в трущобах квартала Сакромонте, где танцуют соронго.
В течение следующего этапа, называемого «этапом кафе для пения», роль кастаньет в аккомпанементе была минимальной. Такие стили, как алегриас, солеарес, тьентос, их просто не приняли. Сам танец сапатеадо уже стал утверждаться как стиль фламенко, а танец фаррука, достаточно статичный, не нуждался в их сопровождении.
На третьем этапе, вместе с выходом фламенко на театральные сцены, заметно расширилось использование кастаньет. Потерянная в этом периоде выразительная мощь танца фламенко была возмещена включением в танец зрелищной виртуозности кастаньет. Танец фламенко в ущерб своим традициям и канонам отлично сочетался с кастаньетами. Они звонкими и рубящими очередями своих звуков способствовали передаче глубины хореографии, красоты и изящества величественных шагов и переходов.
Однако в целом ряде танцев их до сих пор не приемлют.
Например, в булериас – танце, который находит свой компас в хлопанье ладонями, а алегриас как традиционный стиль не нуждается ни в каком добавлении к совершенству своего ритма.
Искусство тана фламенко – это прежде всего сапатеадо (ритмические постукивания каблуком или ступней по подмосткам). И в этом нет ничего удивительного. Известно, что «танец возникает там, где есть ритм». Сапатеадо – это в первую очередь подчинение определенному ритму независимо от стиля и характера движений.
Виртуозность сапатеадо – основа танца фламенко.
Сапатеадо и его такт зависят от внутреннего ритма танцора, которому не нужна иная музыка, чем музыка собственного постукивания каблуками.
Определенным образом отбивая удары в сапатеадо, танцор фламенко приглашает к диалогу и гитариста.
Гитара фламенко, сформировавшись в едином русле с танцем, выделяет ритм на первое место в отличие от классической гитары. Характерные ритмические рисунки обретают у настоящих гитаристов силу завораживающего воздействия.
Вначале известны только ритм и отдельные мелодические элементы, затем идет страстный и постоянно нагнетаемый диалог между гитаристом и танцором.
В пульсирующем ритме гитары звучат одобрение и поощрение к еще большей стремительности. Монотонный ритм гитары и прерывистая синкопированная мелодия, полная задыхающихся пауз, помогают танцору обрести дуэнде.
Все это создает неукротимый и неповторимый колорит музыки фламенко.
Щелчки пальцами, так же как хлопки в ладоши, кастаньеты и сапатеадо, - точные выразительные средства, оживляющие исполнение фламенко.
ТЕХНИКА ПРИЩЕЛКИВАНИЯ ПАЛЬЦАМИ
Сжав подушечки среднего и большого пальцев, с силой сдавить их, чтобы средний палец скольжением произвел сухой звук – щелчок.
Рекомендуется делать по одному щелчку то правой, то левой рукой поочередно.
БАЗОВАЯ ТЕХНИКА ХЛОПАНЬЯ В ЛАДОШИ
Постановка рук.
Плечи опущены, руки расслаблены и выставлены вперед, на уровне плеч. Кисти рук находятся в вертикальном положении и параллельны друг другу. Левая кисть, которая принимает удар правой кисти, находится чуть выше правой. Правая кисть ударяет по левой кисти четырьмя сжатыми вместе пальцами. Это так называемые звонкие хлопки.
Глухие хлопки выполняются с поставленными крест-накрест и чуть вогнутыми ладонями. Чаще всего так аккомпанируют пению и сопровождают гитарную игру. Очень важная роль хлопков в синкопе, т.е. в переносе ударения с сильной доли на слабую долю.
Ритм хлопков базируется на фундаментальном компасе фламенко из 12 долей с акцентированием
долей: 3-6-8-10.
Пение, танец и иргу на гитаре фламенко могут сопровождать и возгласы «Ала! или «Оле!» («Ну!» или «Поскорей!»), подбадривающие исполнителя.
Хлопки в ладоши, прищелкивания пальцами, перестук каблуков, звуки кастаньет, возгласы «Ала!» и аккомпанемент гитары – все это сопровождает танец и помогает певцу фламенко поддерживать пламенный ритм, проникнуться истинным духом фламенко.