Как выбрать школу и учителя фламенко

25.08.2016

Почему нужно тщательно выбирать школу и учителя с самого начала?

Большинство людей, которые идут во фламенко, как правило, остаются в нем на долгие годы. Подумайте: 2-3 раза каждую неделю Вам придется ездить в одно и то же место, копировать движения одного и того же человека, общаться с одними и теми же людьми. В какой-то момент фламенко станет Вашей второй работой, а коллектив — второй семьей.

К сожалению, смена школы довольно трудозатратна. Переходить из одной школы в другую будет сложно из-за разного репертуара (везде придется учить с нуля или срочно нагонять). Помните одну потрясающую вещь, которая происходит с большинством людей, вошедшим в мир фламенко: начав легко и относясь к фламенко как к прекрасному хобби («Похожу-попробую, там видно будет»), люди впоследствии повышают планку требований и хотят от фламенко большего, со временем фламенко становится их образом жизни. Даст ли Вам эта школа то, что Вы захотите, через несколько лет?

Ваши цели в отношении фламенко - основа для выбора школы и учителя.

Еще до начала занятий попробуйте сформулировать свою цель. Новичкам это сделать сложно, потому что они еще не знают, что ожидает их на занятиях фламенко. Но предположить какую-нибудь цель, пусть большую и общую, вполне возможно.

Ваша цель - научиться танцевать фламенко на хорошем, добротном уровне, или даже на профессиональном? Тогда нужно искать не «правильную» школу, а «правильного» преподавателя. Критерий отбора "нравится-не нравится" учитель как человек, не очень хорош. Представьте себе, что преподаватель обаятелен и мил, но как как учитель, мягко говоря, "пустое место". Местоположение школы, другие внешние условия (интерьер, сервис и проч.) в данном случае рассматривайте во вторую очередь. А вот главными факторами Вашего выбора станут следующие моменты.

1. Как танцует Ваш будущий учитель? Смотрите на танцевальный уровень преподавателя. Вам нужно найти человека, на которого Вы хотите быть похожим, стиль и хореографию которого хотите повторить.

2. Авторитеты Вашего учителя. Обратите внимание на то, кого Ваш преподаватель считает своим наставником, кем из великих он восхищается. Посмотрите, как они танцуют. Будьте уверены: танцевальная манера Вашего преподавателя будет стремиться к манере его любимых танцовщиков фламенко. И если, например, Вам больше по душе фламенко с большим влиянием классической хореографией, а Ваш учитель ценит подчеркнуто цыганскую, аутентичную манеру, подумайте, как обговорить с ним этот момент.

3. Как обучает Ваш будущий преподаватель? Посещайте пробные уроки для начинающих в разных школах. Здесь Вы поймете, как будут складываться Ваши отношения с учителем, подходит ли Вам его стиль подачи материала, и т. д. Доходчиво ли он объясняет? Насколько тщательно и серьезно подходит к технике? Думайте, оценивайте, выбирайте.

Дальше у вас будет 3 варианта:

- Хороший танцовщик и хороший учитель в одном флаконе (т.е. он не просто здорово танцует, но и может научить). Это, конечно, идеальный вариант. Берите сразу, не раздумывая!

- Ваш учитель танцует, как бог, но ему сложно объяснить, научить. Здесь все зависит от того, насколько Вы талантливы как ученик. Для продвинутого ученика, который сам может вживаться в разные манеры разных преподавателей, умеет самостоятельно анализировать и работать, этот вариант хорош. Но если Вы – «с нуля», то Вам будет сложно.

- Ваш учитель либо танцует посредственно, либо по каким-то причинам сейчас не выступает, но он действительно Учитель. Он сможет объяснить принципы, но постоянного вдохновляющего примера перед Вашими глазами не будет. Старшие ученики в таких случаях сами ищут «образы-вдохновители», на которые они хотят быть похожими. Это могут быть как российские байлаоры, так и испанские. И при этом продолжают учиться у преподавателя, который, может, и не танцует, как Eva La Yerbabuena, но благодаря своему учительскому таланту сделает из них великолепных танцовщиков. У старших учеников есть большое преимущество: они уже немного разбираются во фламенко, и у них сформирована своя, не зависящая от «правильных или неправильных учителей» любовь к фламенко; у разных преподавателей они берут то, что им нужно, и отсекают то, что не нужно. Новички поначалу любят фламенко любовью, отраженной от своего преподавателя. Если он неважно танцует, то может, конечно, вдохновлять словом и своим страстным отношением к фламенко, но все равно ничего нет лучше, чем учитель, который вдохновляет ученика своим танцем. Поэтому новичкам сложнее, но найдя свои образы-вдохновители, они могут также получить колоссальный опыт и удовольствие от общения с учителем с большой буквы.

Как ни странно, в последних двух случаях (гениальный байлаор–плохой учитель и плохой байлаор-хороший учитель) есть свои плюсы для ученика: общение и с тем, и с другим разовьет самостоятельность, умение анализировать, разнообразит танцевальную лексику. Часто бывает парадокс, когда именно недостаток учительского таланта делает из человека талантливого ученика.

На этом градация учителей не заканчивается. В системе образования есть учителя младших классов, средних-старших, вузовские преподаватели, ученые, некоторым из которых лучше писать статьи и книги, а не мучить студентов своим преподаванием. В танцах также есть учителя, которые умело ставят на крыло начинающих, но не дают развития старшим ученикам; преподаватели-творцы, у которых на новичков не хватает терпения, зато они продуктивно работают с профессионалами и т.д. Найти идеального Танцовщика-Учителя-Хореографа, который успешно обучает все категории учеников, — все равно что встретить святого.

На танцевальном рынке фламенко составляет небольшой сегмент, поэтому у нас такая узкая специализация, официально утвержденная, как в системе образования, вряд ли пока возможна. Рядовой учитель фламенко обычно делает все и учит всех, кого Бог послал, разделяя группы на уровни. Поэтому что-то у него получается лучше, что-то хуже. Что делать ученику, чтобы не потерять в своем обучении? Спасут постоянный анализ и самостоятельность. Если есть выбор учителей в городе, то учиться у тех, кто хорош на каждом конкретном этапе обучения. Если нет, то сами, как ученики, добирайте недостающие звенья в своем обучении и относитесь к своему преподавателю с пониманием: Вы, например, одновременно практикуетесь в пределах только одной профессии, максимум двух. А если больше, то наверное, где-то Вы профессионал, например, в бухгалтерии, а где-то — любитель, например, в новом хобби фламенко. А в случае учителя фламенко имеет место быть совмещение нескольких профессий одновременно, которые иногда противоречат друг другу.

4. Уровень учеников школы. Попробуйте оценить результативность обучения в той или иной школе: насколько ученики этих школы хорошо танцуют? Есть ли у школы «звездные» выпускники, которые выступают самостоятельно? Критерий очень простой: чем больше у школы ярких, хорошо танцующих учеников, тем лучше здесь преподают.

Придите на урок в школу, когда занимаются старшие ученики. В школах регулярно проводятся отчетные концерты, вечеринки, посещайте их. Спросите старших учеников, как быстро они начали выступать. Вы поймете, какой результат Вы получите через несколько лет обучения.

5. История школы. Хорошо, когда у школы есть история. Сегодня «школы танца» рождаются, как грибы после дождя. Точно также они быстро исчезают. Если школа существует на рынке несколько лет, то это свидетельствует о ее профессиональном подходе к ученикам и стабильной позиции.

6. Какими достижениями может похвастаться школа? Проводит ли школа выступления, концерты, принимает ли участие в фестивалях и других мероприятиях? Отдельные школы могут похвастаться хорошими достижениями на местном, а также на российском и международным уровнях. Это говорит о высокой квалификации преподавателей и заинтересованности руководителей.

Однако все пункты, кроме 1 и 3, – косвенные критерии, которые могут быть, а могут и не быть. Например, частой бывает такая ситуация, когда школа/преподаватель не очень хорошо представлены в общественной жизни (см. пункт 6), но профессиональный уровень учителей при этом очень высок. И наоборот, школа мелькает то там, то сям, а уровень фламенко, который она показывает, ниже среднего. Будьте разборчивы!

Поэтому самые главные пункты: пункт №1 (ищите конкретного человека, на которого Вы хотите быть похожим как танцовщик(ца)) и пункт №3 (ищите человека, способного объяснить, как он танцует).

Возьмем ситуацию, когда у Вас другая цель. Вам, предположим, важна теплая, дружеская атмосфера клуба по интересам, Вам хочется приятно провести время. В этом случае качество преподавания и танцевальный уровень Вашего учителя как раз не имеют значения. Ищите место, где Вам хорошо и уютно, где учитель – добрый друг и совсем немного - наставник, с которым Вам комфортно общаться, где Вы можете развлечься и отдохнуть после работы. Психологически комфортная атмосфера, отношение преподавателей – вот главные критерии выбора школы для Вас в этом случае. Кроме этого, большое значение для Вас имеют уют, чистота, наличие кондиционеров, большого количества зеркал и просторных раздевалок.

Если Вы уже с самого начала понимаете, что хотите не просто танцевать для себя, а выступать на сцене с фламенко, то опять же критерии выбора преподавателя и школы будут другие.

Кроме высокого профессионального уровня учителя (он должен как можно быстрее довести Вас до сцены), для Вас будет важна история и репутация школы, публикации в СМИ, наличие серьезных проектов школы (готовые концертные программы, спектакли, мастер-классы, совместные выступления с испанцами и т.д.). Обратите внимание, насколько школа известна: ученики школ известных, стабильно и давно существующих на рынке, чаще выступают, потому что уже наработали репутацию среди широкой общественности. Значит и Вам будет, где выступать.

Какие бы у Вас ни были цели, не относитесь к выбору своего учителя и своей будущей школы фламенко легкомысленно: по принципу, чем ближе к дому, чем дешевле, туда и пойду. Смотрите как можно дальше и глубже. Делайте выбор максимально осознанно.

Что делать, если Вам не удалось сделать осознанный выбор, и на каком-то этапе Вы начали метаться между разными школами (преподавателями)?

Во-первых, разберитесь, кому Вы все же больше доверяете. Если один учит так, а другой – по-другому, спросите у преподавателя, откуда различия, насколько они принципиальны. Если он не самозванец, сам охотно расскажет, почему он считает свой вариант правильнее. Во-вторых, все учителя заинтересованы в результатах своей работы. Никто не хочет просто так учить чужих учеников, которые в любой момент могут исчезнуть или которые ходят в группу раз от раза. Мотивация Вашего преподавателя в отношении Вашего обучения будет довольно низкой. Вам это надо? Душевное внимание, заинтересованность в Вас как в ученике не купишь ни за какие деньги. Насколько Вы нуждаетесь в заинтересованности Вашего учителя Вами, настолько и он заинтересован в сотворчестве с Вами, а такое сотворчество (не просто продажа-покупка танцевальной услуги!!!) возможно лишь при условии постоянства и верности ученика.

Другая ситуация, когда Вы выбираете самостоятельный путь и не собираетесь вовлекаться в какие-то конкретные проекты той или иной школы: например, выступать за нее. Вы наметили себе свою программу и хотите учиться у разных учителей разным вещам. Неплохой ход, подходящий, правда, больше для продвинутого ученика, чем для начинающего, но об этой своей стратегии стоит предупредить своих преподавателей, чтобы они на Вас как реальную «выступательную» единицу не надеялись.

Выбирайте долго и тщательно, не жалейте времени на сбор и анализ информации, не бойтесь задавать провокационные вопросы своим будущим учителям, подробно знакомьтесь с правилами и традициями школы, при сборе информации о школах ведите себя так, как будто Вы работник Следственного комитета. Не надо скромничать. Но если выбрали, походили на занятия, проверили свой выбор, доверяйте своему учителю, выполняйте его требования и будьте верными своей школе, потому что Вас ждет долгий, увлекательный, наполненный эмоциями и открытиями процесс сотворчества с этим человеком.

Удачного выбора!